Как избавиться от проклятия? Паисий святогорец о проклятии

  • Дата: 17.02.2024

Отец моего мужа ушел из семьи. С тех пор мать против общения отца с сыном. Муж продолжает общаться с отцом, но когда свекровь узнала об этом, прокляла всю нашу семью. Мы молимся о ее здравии, об избавлении ее души от злобы и ненависти, но душевного покоя нет. Посоветуйте, как избавиться от материнского проклятия. Говорят, что оно самое сильное.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Проклятие - лишение благословения и осуждение на бедствия. Власть эта принадлежит исключительно Богу. Однако еще в древнейшие библейские времена Господь дал особую духовную власть некоторым праведником благословлять или проклинать. Такая власть была у патриархов, а затем у пророков.

Родителям Господь дал особую духовную и нравственную власть над детьми. По мнению святителя Иоанна Златоуста, она предполагается самим происхождением детей. «Власть родителей над детьми имеет свое начало от самой природы. Такая честь им есть награда за болезни рождения» (Восемь слов на книгу Бытия. Слово IV). Основанием этой власти является также сугубая ответственность родителей за воспитание детей. Их отношения должны строиться по образу наших отношений с Богом. Цель нашей духовной жизни - быть достойными того высочайшего звания, о котором говорит святой апостол Павел: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа»(Гал. 4: 7). Мы, люди Нового Завета, «приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8: 15). Слово «авва» арамейского языка соответствует нашему «папа» - доверительному обращению детей к отцу.

На этой родительской власти, правильно применяемой, основано духовно-нравственное воспитание детей. Без этой власти родители не могут выполнить свои обязанности перед детьми. Архимандрит Кирилл (Павлов) в слове «О почитании родителей» говорит: «Известно немало историй, подтверждающих реальную силу власти родителей над детьми. Множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот, проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных. Блаженный Августин, епископ Иппонийский, рассказывает один случай. Некогда в одном из городов его епархии такому проклятию подверглось целое семейство. Мать девятерых сыновей, старушка, однажды была сильно огорчена своим старшим сыном, который не только устно ее оскорбил, но и дерзнул нанести ей побои. Оскорбленная, огорченная таким поступком старшего сына, мать скорбела и на прочих своих сыновей: почему они не удержали его и не помогли, не защитили ее, когда он наносил ей удар? И вот в порыве такого негодования, гнева она всех их без разбора прокляла. И суд Божий, суд неизбежный совершился. Старший сын в тот же день был поражен параличом. Руки его, а затем и все члены тела стали дрожать. Он пришел в полное изнеможение, не мог даже ходить. Такая же участь постигла и всех остальных сыновей в течение одного только года. Так что они, не вынося стыда, не терпя позора от своих сограждан, ушли из этого города и где-то скитались по всей Римской империи. Вот наглядный пример, очевидный пример, как в скорости суд Божий совершается над дерзкими непочтительными детьми. Этот пример убеждает нас еще и в том, что грешат и матери, которые вот так дерзают произносить столь безрассудные проклятия на своих детей. И вдвойне грешат дети, которые вынуждают своих родителей на такие крайние поступки - проклятия».

Имея немало примеров исполнившихся проклятий, нельзя думать, что власть родителей над детьми абсолютна, и тем более недопустимо приписывать словам отца или матери магическую силу. Как неразумное благословение, так и родительское проклятие, противоречащее Божественной правде, Господь не исполняет. В Священном Писании сказано: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Притч. 26: 2). Псалмопевец также обращается ко Господу: «Они проклинают, а Ты благослови» (Пс. 108: 28). Родительское недоброе слово не составляет исключения из этой истины.

Многие родители, к сожалению, находятся в неверии и слепоте. Другие, хотя и считают себя верующими, но имеют поврежденную духовность. Для детей было бы великим бедствием, если бы проклятия, содержащие зложелательство, достигали своей цели. Если дети не живут в грехе, исполняют заповеди, важнейшая среди которых - «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20: 12), милосердный и всеблагой Бог не только не исполнит худого слова таких родителей, но и защитит детей.

Господь наш Иисус Христос принес в этот мир благословение. Своей крестной смертью Он победил проклятие. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8: 1). Поэтому новозаветное Священное Писание запрещает проклинать: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12: 14). Проклинающий совершает тяжелый грех. «Кто благословляет своего врага, благословляет себя самого, и кто проклинает его, проклинает себя, и кто молится за врага, молится за себя, а не за него» (святитель Иоанн Златоуст).

Если все же отец или мать в злобе, гневе и слепоте проклянут кого-то из детей, то надо, прежде всего, усиленно молиться о мире как великой драгоценности и родителях, чтобы они имели дух мирный. Молитва примиряет людей. Человек, на которого произнесено проклятие, должен очень внимательно испытать свою духовную и внешнюю жизнь: не было ли причины для такого искушения, которую человек мог не увидеть по нечуткости и невниманию. «Берегитесь, христиане, оскорблять родителей своих, дабы не испытать на себе карающую руку Божию. После Бога нет у нас больших благодетелей, как родители наши. Страшно быть неблагодарным к ним! Притом знай: каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по слову Христову: в нюже меру мерите, возмерится вам! (Мф. 7: 2)» (святитель Тихон Задонский). Нередко бывает, что человек считает себя правым, но в беседе с ним убеждаешься, что в поведении его правота была внешняя, формальная. В отношениях не было ни любви, ни истинно христианского смирения. Без этого невозможно выполнить заповедь «почитай отца твоего и мать твою». В Священном Писании не сказано: «хорошего отца» или «хорошую мать». Заповедь не предполагает от детей послушания, противоречащего их христианской совести, но запрещает в отношении их злобу, неприязнь и даже просто равнодушие. Подпавший под родительское проклятие также должен, не откладывая, подготовиться и приступить к полной исповеди. Исполнив все это (почитая родителей, молясь за них, очищаясь регулярно от грехов, живя в благодатном опыте Церкви), человек должен освободиться от всякой боязни и спокойно совершать свой спасительный путь.

«Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3: 8-9).



I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ
Часто "проклятие" является понятием, по значению противоположным "благословению". Примером может служить Второзаконие 11:29 "Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал".

Произнесённое проклятие подразумевало более, нежели просто пожелание чего-то плохого в жизни человека. Что-то ужасное должно было случиться с человеком, по отношению к которому было высказано проклятие. В то же самое время, произнесённое благословение расценивалось не просто как пожелание счастья и благополучия в жизни. Оно подразумевало действительное благословение человека и провозглашения счастья и благополучия в его жизни.

Люди всегда знали, что благословения и проклятия приходят свыше. Поэтому, произнося свои благословения или проклятия, люди как бы призывали Бога (а зачастую просто обращались к духовному миру, к чему-то сверхъестественному), способному либо принести благословение, либо навести проклятие на того или иного человека. Отсюда и пошла весьма распространённая практика ворожбы и гадания, порчи, сглаза и различного рода заклинаний.

Если взглянуть на эти два слова, то несложно заметить, что слово "благословение" состоит из двух слов: "благо" + "слово". Таким образом, термин "благословение" дословно означает "доброе, хорошее слово". Так как слова "благословение" и "проклятие" являются диаметрально противоположными понятиями, то логичным будет сделать следующее заключение: слово "проклятие" означает "плохие, нехорошие, недобрые слова и пожелания" в адрес человека или Бога. Постарайтесь держать это в голове, поскольку к этому мы вернемся ещё раз.

КУЛЬТУРА И ОБЫЧАИ:

Люди испокон веков проклинали и благословляли друг друга.
Это касается не только еврейского народа, но также и язычников.

Библейские примеры: Исаак проклял всех, кто проклянёт Иакова (Бытие 27:29 ), Валак нанял Валаама проклясть Израиль - история про ослицу Валаама (Числа 22-24 ), Голиаф проклинал Давида своими богами (1 Царств 17:43 ).

Существовал также и такой обычай: в преклонном возрасте или перед смертью отец благословлял своих детей. При этом старший сын получал самое большое благословение. Подобное благословение, как правило, являлось не просто пожеланием (как мы сейчас подписываем открытки с праздником), а это благословение являлось определяющим фактором всей жизни детей. Как отец благословит, так оно и было.

Библейские примеры : Благословение и проклятие Ноем своих сынов и внуков (Бытие 9:25-27 ), благословение Исааком своих сыновей (Бытие 27 ) и т.д.

II. ПРОКЛЯТИЕ

1. Кто кого имел право проклинать?
A. Отец - детей:
Библейские примеры : Ной и его благословение и проклятие (Бытие 9:25-27 ).

Б. Праведник - неправедных и нечестивых:
Библейские примеры :
Бытие 9:25 ...Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих .
Бытие 49:7 ...Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо - свирепа .
Второзаконие 7:15 ...Отдалит от тебя Господь всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, которые ты знаешь, не наведет на тебя, но наведет их на всех, ненавидящих тебя .
Иисус Навин 6:25 В то время Иисус Навин поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его .

Подобное проклятие не является выражением личного гнева, злобы и мщения. Это своеобразное предсказание.

B. Бог - грех и того, кто является его орудием
Библейские примеры :

Бог проклял Змея (Бытие 3:14-15 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. )

Бог проклял Еву (Бытие 3:16 Жене [Бог] сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. )

Бог проклял Адама (Бытие 3:17-19 Адаму же [Бог] сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься )

Бог проклял землю за грех Адама и Евы (Бытие 3:17-19 Адаму же [Бог] сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя... )

Бог проклинает противящихся Ему и Его заповедям : Второзаконие 27:15-26 Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!.. Проклят злословящий отца своего или матерь свою!.. Проклят нарушающий межи ближнего своего!.. Проклят, кто слепого сбивает с пути!.. Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!.. Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего!.. Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом!.. Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей!.. Проклят, кто ляжет с тещею своею!.. Проклят, кто тайно убивает ближнего своего!.. Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!.. Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!"

2. Цель и предназначение проклятий:
Практический контекст проклятий был моральным. Существовал такой негласный моральный закон, при котором ПРОКЛЯТИЕ было наказанием за непослушание, а БЛАГОСЛОВЕНИЕ - поощрением за послушание.

3. Исполнение проклятия:
A. Проклятия , как правило, сбываются . Примеров тому много и в жизни, и в Библии.
Б. Незаслуженные проклятия не сбываются .
Притчи 26:2 Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.

4. Запрещение проклинать.
A. В соответствии с Ветхозаветным Законом
, запрещалось проклинать и злословить (а проклятие и есть злословие - об этом говорилось в самом начале):

 Родителей (Исход 21:17 )

 Своего правителя (Исход 22:28 )

 Глухого человека (Левит 19:14 )

 БОГА (Проклятие = злословие = хула на Бога) - Левит 24:11-15

Б. Новый Завет о проклятии.

 Повеление Иисуса о проклинающих: Лука 6:28

 Слова апостола Павла о проклинающих: Римлянам 12:14

 На ком лежит проклятие: 1 Коринфянам 16:22 (на не любящих Господа)

 Кто находится под проклятием: Галатам 3:10 (проклятие Закона). Иисус освободил нас от этого проклятия: Галатам 3:13

III. СИЛА СЛОВА.
1. Сила Божьего слова
: оно неизменно; всегда исполняется.
Исаия 55:10-11 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, -- так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, --оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

2. Сила человеческого слова.
Божье Слово имеет в самом себе силу исполниться. Человек создан по образу и подобию Бога, и человеческое слово тоже обладает определённой силой. Поэтому благословения и проклятия и исполняются. Человек не может их отменить.

Когда Исаак по незнанию, по ошибке благословил Иакова вместо Исава, то он уже не мог отменить своего благословения, и оно стало частью всемирной истории:

Бытие 27:18-41 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.
И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.
[Исаак] сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. [Иаков] подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя--прокляты; благословляющие тебя--благословенны!
Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.
И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен. Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.
Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И [еще] сказал: неужели ты не оставил мне благословения? Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой? Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.
И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова.

IV. А КАК НАСЧЁТ НАС?

Каждому человеку хочется быть счастливым. Наверное, поэтому люди не протестуют против молитв за охрану их жизни, за их здоровье и благополучие. Таким же образом они не противятся словам благословения в свой адрес. Что же касается проклятий, часто люди задаются вопросом: "А какое отношение Божьи проклятия имеют лично ко мне?"

Дорогой читатель, если тебя тоже волнует этот вопрос, то ответ состоит в следующем: Бог предоставил нам выбор. Что мы изберём - Его благословение или Его проклятие - зависит только от нас. В соответствие со Словом Божьим, выбрать благословение значит выбрать жизнь, а выбрать проклятие значит выбрать смерть.

Второзаконие 30:19-20 «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих...»

В Священном Писании определяющей творческой силой является слово. Словом Господа сотворены небеса (Пс. 32, 6), ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось (Пс. 32, 9), правда Его пребывает во век (Пс. 110, 3). Через Слово Божие созидается мир. Через слово благословляется каждый акт творения. В Евангелии от Иоанна Сын Божий назван Словом (Ин. 1, 1). Словом Церковь благословляет своих чад, а родители - своих детей.

Благословение - это благое слово. В благословении родителей присутствуют благословение Небесного Отца - Бога и Небесной Матери - Церкви. Благословение отца родителя не исчерпывается жизнью сына или дочери; если оно сохранено, то переходит к их детям и к детям их детей. Благословение и молитва - это сакральные слова. Однако, есть слова, подобные змеиному яду или пули - это проклятие.

Если благословение родителей спасает детей от многих бедствий, выравнивает их духовный путь, а иногда избавляет и от неминуемой смерти, то проклятие родителей - это черный сатанинский покров. Когда родитель проклинает своего ребенка, то он совершает такую же жестокость, как если бы убил его своей рукой. Проклиная ребенка, он отрицается от своего отцовства и словом проклятия вручает ребенка дьяволу. Проклятие - это пожелание неисчислимых бедствий в земной жизни и безусловной гибели в вечной.

Проклятие, произнесенное даже на своего кровного врага и обидчика, остается несправедливостью и жестокостью, так как его пагубное и разрушительное действие превосходит то зло, которое один человек может нанести другому. Поэтому святой апостол Павел не только заповедует христианам, но и умоляет их: благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12, 14). Проклятие - это молитва дьяволу о том, чтобы он отомстил за нас человеку, стал болезнью в теле его, взял себе в собственность его сердце и душу, чтобы Ангел-хранитель отошел от человека и Бог отвернулся от него.

Если самая большая заповедь - это заповедь любви, то проклятие - самый большой грех против этой заповеди. Христос пришел на землю, чтобы снять со всего человечества древнее проклятие. Значит, тот, кто проклинает, противится самому Христу.

Как поступить тем, кто необдуманно произнёс слова проклятия? - Прежде всего незамедлительно исповедать этот грех в Церкви, просить Бога о том, чтобы его безумные слова не исполнились, понести за это епитимью; если позволяют условия, то заказывать службы о спасении и благополучии тех, кого он проклинал, или раздавать за них милостыню бедным. Свои уста, оскверненные проклятием, как человеческой кровью, надо очистить и омыть постоянным призыванием имени Иисуса Христа.

Что делать тем, кого прокляли родители? В ответ на проклятие горячо молиться за родителей, осознавать свои ошибки, за которые последовало проклятие, просить, чтобы священник прочел особую молитву на снятие проклятия и назначил епитимью, стараться часто причащаться. Легче нанести рану, чем ее залечить, но покаяние и милость Божия врачуют всякую рану или дают человеку силы перенести испытание.

Есть слова, которые животворят, есть слова, которые умерщвляют. Благословение - напутствие в вечную жизнь. Проклятие - слова - пожелания безумных людей.

Нам надо всегда помнить, что всё происходящее с нами - радостное, прискорбное - происходит не по воле других людей и не по какому-то «стечению обстоятельств», но по Промыслу Божию. Люди и обстоятельства - лишь инструмент Промысла. Поэтому, какая бы скорбь ни постигла человека, постигает она его лишь попущением Божиим. Бог все готовит к нашему вечному спасению. И оттого, если попустил Он непостижимыми Своими судьбами пострадать кому-то, подпав под слова проклятия, то и тогда человек не должен отчаиваться или чувствовать себя «обреченным». Нет, Бог волен, как попустить человеку страдания - для очищения прежних его грехов, так и по вразумлении его подать ему Свою Всемогущую помощь.

А.Соколовский

Отвечает священник Анатолий Коньков, настоятель храма во имя святителя Луки, архиепископа Крымского, исповедника

Я общалась с человеком, который говорил, что он священнослужитель, и мне написал следующее: «Господь прощает всех, но не постоянно, этого не забудь... Если у тебя есть „твое” мнение, то оно, однозначно, дьявольское, потому что только Бог и сатана в духовном мире, и если мнение,твое” не совпадает со Священным Писанием, то оно идет вразрез с Божьим… А по отношению ко мне советую быть поосторожнее, священство под защитой Всевышнего, и проклятие нечестивым за злословие Священства Бог не отменял. Советую покаяться и найти Церковь, проповедующую Евангелие Иисуса Христа, пока не поздно». Скажите, разве проклятия — это не грех? Ирина

Уважаемая Ирина! Не совсем понятно из Вашего письма, как Вы общались с этим человеком. Если по Интернету, то в его обширных пространствах можно встретить и увидеть все что угодно. У меня лично вызывает большие сомнения факт, что Вы общались с православным священником — судя по тому, что он Вам написал.

О том же, что такое проклятие, можно сказать следующее.

Проклятие в библейском, Божественном смысле — провозглашение наказания за грехи, следствие лишения благословения. Также проклятием называются последствия грехопадения прародителей. Святитель Филарет Московский в Пространном Катехизисе дает следующее определение проклятия: «Проклятие — это осуждение греха праведным судом Божиим, а также осуждение зла на земле, происшедшего в наказание людям от их греха».

Божественное проклятие не следует понимать как ярость, раздражение Бога, т.к. Бог — Всеблагой и Вседовольный; такие выражения в Библии следует рассматривать как антропоморфизмы (в Библии такие описания свойств и деяний Божества, в которых Он наделяется человеческими чертами).

Что же касается греха проклятия — проклятия, произносимого человеком, то о нем так говорится, например, в книге архимандрита Рафаила (Карелина) «Христианство и модернизм»: «Святой апостол Павел не только заповедует христианам, но и умоляет их: благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12 , 14). Самое страшное из проклятий — это проклятие духовного отца, а затем — родителей. Священник, который проклинает своих обидчиков и врагов, превращается в убийцу, который держит в одной руке крест, а в другой топор. Родители, проклинающие своих детей часто по пустякам, а иногда по привычке,— это змеи, кусающие ребенка ядовитыми зубами. Проклятие — это молитва диаволу о том, чтобы он отомстил за нас человеку, был преткновением на путях его, стал болезнью в теле его, взял как добычу сердце его, чтобы Ангел-хранитель отошел от человека и Бог отвернулся от него».

Мой муж не хочет исповедоваться священнику. Мы часто разговариваем на эту тему, и муж сам чувствует и понимает, что ему нужно покаяться, но он не может исповедоваться священнику. В прошлом он совершил много нехороших поступков, связанных с криминальной деятельностью, и раскаивается в этом, но говорит, что он не хочет каяться молодому священнику, совершенно неизвестному человеку, о духовности которого ничего не знает, и спрашивает, почему он не может исповедоваться своему близкому человеку. Я не знаю, как ему объяснить. И что делать? Может быть, нам следует съездить к старцу, который объяснил бы мужу и исповедовал его первый раз? Только сейчас даже не представляю, где искать старца. Помогите, пожалуйста. Ольга

Уважаемая Ольга! Проблема Вашего супруга, скорее, не в том, перед кем ему не хотелось бы открывать свои грехи.

Главное другое — нужно уяснить суть Таинства Покаяния. Вы открываете грехи не священнику, а Богу. Хотя Ему Ваши поступки и без того ведомы, но Господь ждет осознания этих грехов, раскаяния, твердого намерения кающегося более не совершать подобное. Священник является свидетелем Вашего покаяния и молится Господу о прощении тех грехов, которые Вы называете. Это видно из наставления, читаемого священником перед исповедью: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…». Современный русский перевод таков: «Вот, чадо, Христос здесь невидимо стоит, принимая исповедь твою; не стыдись и не бойся, и ничего не скрой от меня, но, не уклоняясь, открой все, что сделал ты,— и получишь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами, я же только свидетель, чтобы засвидетельствовать перед Ним все, что ты скажешь мне; если же что скроешь от меня, то впадешь в двойной грех. Итак, будь внимателен,— ибо ты пришел в лечебницу — чтобы не уйти тебе неисцеленным».

Покаяние сравнивается с лечебницей. Разница в том, что Лекарь один — Господь Бог, врачующий души, а священник — лишь тот, кто может помочь найти верный путь к этому Врачу.

Можно ли поздравлять священника с днем рождения, или священников поздравляют только с днем Ангела? Людмила

Рождение человека — тайна Божия. День, когда маленький человечек впервые видит свет Божий,— особенный день. И забывать о нем не следует никогда и никому. Есть хорошая традиция в день рождения, как и в день Ангела, посещать богослужение в храме, причащаться. Кто-то, возможно, не отмечает особым образом день рождения, но при этом помнит о том, что в этот день Господь даровал ему жизнь. Как правило, не отмечают дней рождения монашествующие, потому что при постриге человек полностью отрекается от мирской жизни. Поэтому поздравить священника, если Вы знаете друг друга, с днем рождения, особенно если он не монах, вполне допустимо.

Отвечал священник Александр Домовитов, ключарь Свято-Троицкого собора Саратова

Стоит ли сохранять брак, если муж 12 лет находится в секте евангелистов? Я против этого, данную секту не посещаю, на этой почве постоянно конфликты. Евгения

Уважаемая Евгения! На Ваш вопрос — стоит или не стоит сохранять брак с мужем, который находится в секте евангелистов,— можно однозначно ответить: стоит. По всей видимости, Ваш муж является человеком, ищущим Бога, но немного заблудившимся, сбившимся с пути Богопознания. Вашему супругу просто необходима Ваша молитвенная помощь. Ведь человек «заблудившийся» достоин сострадания и сожаления. А именно в сострадании и выражается наша любовь к ближнему своему. Вы любите своего супруга, а он также любит Вас, иначе Вы не смогли бы жить вместе столь продолжительное время. Семейная жизнь является «испытательным полигоном», на котором испытываются все наши добродетели и страсти в отношении к самым близким людям. Если мы не научимся любить самого близкого человека (а самые близкие люди находятся в нашей семье), мы не сможем любить и других людей. Что касается конфликтных ситуаций, то они неизбежны, но всё же старайтесь с мудростью преодолевать эти испытания. Если возможно, то попросите супруга не касаться в вашей жизни вопросов веры, и в то же самое время молитесь за него Богу. Пусть Сам Господь избавит его от заблуждения и приведет к Свету истинному. Вам же, Евгения, желаю познавать свою родную православную веру, участвуя в таинствах и богослужениях церковных. Желаю Вам терпения и помощи Божией.

Здравствуйте. Мне посоветовали перекреститься другим именем, так как имя Роман проклято, что я и сделал. Но сейчас я думаю, что это грех. Что мне теперь делать? Роман

Уважаемый Роман, Ваше имя не является и не может быть проклятым. Это имя носили такие святые, как преподобный Роман Сладкопевец, благоверный князь Роман Угличский, благоверный князь Роман Рязанский. В переводе с греческого это имя означает «крепкий». Именно в честь святых угодников Божиих и давались имена новорожденным младенцам на всю жизнь, чтобы святой угодник Божий был покровителем, защитником, молитвенником перед Богом. У человека был достойный пример для подражания — жизнь его святого покровителя.

Таинство Крещения является таинством духовного рождения, которое совершается в жизни человека один единственный раз, так как и само рождение человека в жизнь земную бывает один раз.

То, что Вы крестились второй раз, говорит о том, что Вы не знали этой истины о единственности Крещения, иначе бы Вы такой ошибки не совершили. Ваша совесть права — это действительно грех.

В настоящее время люди в основном «перекрещиваются», когда их просят о том некие целители, гадалки, парапсихологи и пр., для того, чтобы продолжить «курс лечения» над пациентом. Но все это является обманом. Человек обращается к таким «помощникам» в состоянии отсутствия внутреннего мира, когда ищет душевного спокойствия. А внутренний мир отсутствует у человека из-за грехов, которые тяготят его душу. Для человека в таком состоянии необходимо примирение с Богом, которое возможно только через покаяние, т.е. через признание своих ошибок, грехов перед Богом. «Целители» же никогда не скажут человеку о покаянии и исправлении своей жизни.

Также существует поверье, согласно которому человек, крестившийся второй раз с другим именем, «обманывает» диавола, чтобы избежать скорбей и страданий в своей жизни. Это поверье также является неправдоподобным. Во-первых, разве может человек обмануть самого главного лжеца — диавола (в переводе означает «лжец, клеветник»)? А во-вторых, скорби необходимы человеку для спасения своей души. Об этом ясно говорит Господь Иисус Христос: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33) Многими скорбями надлежит вам войти в Царствие Божие (ср.: Деян. 14, 22). А если человек старается избежать скорбей, то он не желает быть наследником жизни вечной и является человеком слабовольным. Для человека слабого характерно стремление к легкости жизни и нежелание терпеть скорби и преодолевать их.

Дорогой Роман, желаю Вам быть человеком сильным и крепким духом. А для того чтобы Вам исповедовать свой грех повторного крещения, Вам нужно подготовиться к таинствам Покаяния и Причащения, о чем Вам расскажет любой священник в храме.

Здравствуйте. Хотел бы поинтересоваться, как Церковь относится к внетелесному опыту, к выходу из тела в астрал, и можно ли это вообще делать человеку — практиковать выходы из тела? Заранее спасибо. Алексей

Уважаемый Алексей, к подобному опыту Церковь относится отрицательно! Попытки «выхода в астрал», то есть самовольного выхода души из тела, -- это попытки «с черного входа» проникнуть в мир духовный, а он наполнен не только светом и добром, святыми и Ангелами. Это также мир, в котором явно присутствуют падшие духи. Душа человека, покинувшая самовольно собственное тело, порой не возвращается назад в свою храмину, в таком случае душа обречена на погибель. Время земной жизни дается человеку Богом для подготовки к Вечности, для покаяния, для Богопознания. Человек, не подготовившись к строительству дома, не сможет и построить этот дом. Господь на самом деле очень сильно жалеет человека, когда его душа, облеченная плотью, пребывает здесь на земле. Весь смысл этой земной жизни человека заключается в том, чтобы очистить свою душу от страстей, чтобы не было у человека ничего общего с миром злых духов. Грех, страсть — это та сила, которая дает власть нечистым духам над душой человеческой. И когда душа греховная, страстная вторгается в мир духовный, то ее непременно встречают падшие духи (почитайте книгу о мытарствах).

Все эти желания, связанные с выходом из тела, связаны, прежде всего, с непомерной гордыней самого человека, что уже является страстью. Если Вы помните из книги Бытия — когда Бог сотворил первых людей, то дал им единственную заповедь: а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Змей же обольстил Еву, сказав: не умрете, и вы будете, как боги (Быт. 3, 5). Ева же ела эти плоды, не спрашивая Бога, и ими же накормила Адама. Люди захотели стать богами без участия Самого Бога. Именно это желание руководит зачастую людьми, стремящимися проникнуть в мир духовный без Бога.

Как сказал однажды Тертуллиан: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Обо жение человека возможно только лишь с участием Самого Бога. Бог является Начальником жизни. Только Он дает право человеку жить здесь, на земле, и Он же имеет право прекращать эту временную жизнь тогда, когда человек более всего готов к переходу в Вечность.

Алексей, вы ищете встречи с Богом, сами того не осознавая. Об этом говорит Ваш вопрос. Желаю Вам искренне этой встречи, но только после соответствующей подготовки — после того как Вы станете хорошим, добрым и верным учеником Христовым.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Скажите, пожалуйста, как быть, если самые близкие люди прокляли нас кого-то до рождения, кого-то после рождения? Как нейтрализовать действие проклятия? И как можно помочь и тем, кто проклинал, и тем, кого проклинали?
Мария.

Проклятие - это кара Божия, осуждение за особо тяжкие грехи. Пророк Иеремия говорит: «Проклят всяк творяй дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). Действие проклятия выражается в болезнях, а часто и в смерти. Здесь на память приходит текст послания Апостола Павла: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». (1 Кор. 11, 27, 29-30). Так страшно действие проклятия.
Известны случаи, когда святые Божии люди, праведники, призывая суд Божий на кого-либо, проклинали их. Так был проклят Хам праведным Ноем за нечестивое глумление над отцом. Пророк Елисей проклял детей, которые насмехались над человеком Божиим: «Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Царств. 2, 23-24).
Нетрудно заметить, что в этих случаях проклятия произносятся людьми праведными, носителями и блюстителями Божественной правды. Проклятия, произносимые ими, не только не ставились им во грех, но и подтверждались Божественным судом.
Что же происходит в нашей повседневной жизни? Мы, конечно, не имеем таких ориентиров, какие имели библейские патриархи и пророки, поэтому люди часто проклинают то в безсильной злобе, то совершенно бездумно, в потоке обычного пустословия, а зачастую и в пьяном угаре. Такое проклятие является тяжким грехом. Разъясняя вопрошающим действие проклятия, благодатный старец Паисий Афонский говорит: «…если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Бог попускает проклятиям иметь силу, подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад - к тому, от кого оно изошло».
Таким образом, мы видим, что проклятие - это зло, привносимое нашими словами в жизнь в любом случае, независимо от того, кто прав - проклинающий или проклинаемый. Заповедь Божественная говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). «Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 14), - увещевает нас Апостол Павел. Но если уже такое случилось и проклятие произнесено, то нужно постараться исправить это искренним покаянием перед Богом. Если родители вспомнили, что проклинали своих детей, нужно немедленно раскаяться в этом и сказать своим детям, что перед Богом снимают с них свое проклятие. Если вы узнали, что кто-то когда-либо проклял вас, нужно непременно постараться примириться с ним и добиться, чтобы он снял свое проклятие. Если же случилось так, что проклинавшего или проклятого уже нет в живых, нужно примириться с ним посредством церковной молитвы и поминовения усопшего.