Притчи о сеятеле, о пшенице и плевелах. Притча о плевелах Пришел враг и посеял плевелы

  • Дата: 29.02.2024

"Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно
человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; Когда же люди спали,
пришел враг его и посеял между пшеницей плевелы и ушел; Когда взошла
зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы
домовладыки сказали ему: господин, не доброе ли семя сеял ты на поле
твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал
это. А рабы сказали ему: хочешь, мы пойдем, выберем их? Но он сказал:
нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы;
оставьте расти вместе то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу
жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их;
а пшеницу уберите в житницу мою". (От Матфея. XIII: 24-30.)

Иисус неоднократно использовал образы поля, сеятеля, семени и т.д. .., и он сам дал этому интерпретацию. Я к этому возвращаться не буду. Я займусь только ответом, данным в этой притче хозяином поля рабам, которые спрашивали у него, должны ли они выбирать плевелы. "Нет,-- ответил он, опасаясь, что, выбирая плевелы, они выберут также и пшеницу.--Дайте и тем, и другим вырасти до жатвы..."

Если вы понимаете эту притчу о плевелах и пшенице, то вы поймете один из самых главных вопросов жизни: как развиваться, несмотря на внешне неблагоприятные условия, которые судьба поставила на нашем пути, как подчиниться правилу, данному хозяином поля: "Дайте плевелам и пшенице вместе вырасти до жатвы". Это вопрос наибольшего значения как с педагогической точки зрения, так и с социальной. Люди всегда восстают против злых людей, и их язык полон выражений типа: "Убьем их, уничтожим их!" Но с тех пор, как существует мир, так никогда и не удавалось уничтожить всех злых существ. А что говорят педагоги, верующие, моралисты? "Искореним пороки! Уничтожим дурные привычки!" Это весьма хорошее намерение, но как его осуществить? Они все приходят с оружием, чтобы уничтожить зло, но это не мешает ему продолжать существовать, а иногда даже случается, что те, кому удалось уничтожить некоторые пороки, становятся жертвами еще больших пороков.

Чтобы уничтожить зло, люди берутся за дело точно так же, как тот, кто попытался бы убить всех комаров, забыв осушить болото, которое способствует их распространению. Чтобы уничтожить зло, недостаточно освободиться от злых созданий, потому что они порождены некоторыми условиями. Нужно осушить болото, то есть изменить условия, и комаров больше не будет. Вы скажете, что вы все это знаете. Я не сомневаюсь в этом, но вы не знаете, что в вас самих тоже существует болото, производящее зло и злых существ. Вы тратите свое время, убивая комаров, которые вам досаждают, но вы ничего не делаете для того, чтобы осушить ваше внутреннее болото!.. Но это, конечно же, истины, слышать которые вам не нравится.

Сказать, что поле пшеницы представляет собой мир, а плевелы и пшеница--злых и добрых людей, которые однажды будут разделены,--это весьма точная, но недостаточная интерпретация. Поле пшеницы представляет собой не только мир, но также каждое человеческое существо, содержащее в себе и плевелы, и зерна пшеницы, то есть свою хорошую и свою плохую природу.

Конечно же, можно спросить себя, как происходит так, что человек, созданный по подобию Бога и наделенный столькими качествами своего Создателя, проявляет столько странных тенденций, желания лгать, красть, убивать, предавать. Как это возможно, чтобы Бог был создателем злобного и преступного существа?.. Притча отвечает на этот вопрос. Она говорит, что, пока мы спали, пришел враг и посеял в нас семена другой природы, нежели те, что мы получили от Бога , и так получилось, что в нас одновременно растут два вида семян. Слова "пока его люди спали" объясняют всё . Так происходит даже с наиболее развитыми людьми. Когда сознание засыпает, ум омрачается; "враг" (здесь символ общности весьма низких существ, цели которых противоположны эволюции) сеет свои мысли, свои чувства и свои порочные желания в человеческой душе. Поэтому ученики Школы Посвящения должны всегда быть очень бдительными, очень настороже... даже во время сна: может спать тело, но не душа. ...

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О ПШЕНИЦЕ И ПЛЕВЕЛАХ

Царство Небесное (ср. прим. к 3, 2):

царство Христово на земле, в отношении к различному духовно-нравственному состоянию членов своих, уподобляется собственно полю, усеянному добрым семенем, а так как главный деятель здесь - сеятель, то говорится, что оно подобно человеку, посеявшему.

Когда же люди спали:

т.е. ночью, когда дела могут быть невидимы никем.

Пришел враг:

недоброжелатель хозяина.

И посеял между пшеницею плевелы:

плевелы - травы, «все, что растет среди пшеницы ко вреду для нее, как-то: куколь, журавлиный горох, дикий овес и другое, не свойственное пшенице (Феофилакт Болгарский).

Тогда явились и плевелы:

сорные травы в начале прозябения по виду совершенно похожи на пшеницу и ростки других семян, и только со временем, при дальнейшем росте, их можно различать.

Рабы домовладыки:

«они введены только для сообразности изображения» (Иоанн Златоуст)

Выбирая плевелы…:

корни травы и семян так переплетаются между собою, что есть опасность, исторгая плевелы, вырвать вместе и самую пшеницу с ними.

Жатвы:

когда созреют и пшеница и трава, тогда удобнее отделить одну от другой, без вреда для первой. Смысл это притчи далее изъяснен самим Господом:

Сеющий есть Сын Человеческий:

Он сеет доброе семя слова Божия, т.е. проповедует Евангелие, как сам лично во время своей земной жизни, так после - до кончины мира сеет чрез своих преемников - апостолов, пастырей и учителей церкви, возвращая его в церкви своей многоразличными действиями своей премудрости и благодати Святого Духа. Это сеяние или проповедь слова Божия не ограничивалась и не ограничится каким-либо одним местом на земле; нет, целый мир, вся земля, все народы суть поле для сего сеяния. Все должны слышать проповедь слова Божия:

Поле есть мир. - Доброе семя - сыны царствия:

т.е. члены царства Христова или церкви Христовой на земле, которые суть добрый плод доброго семени, поколику семя самое или слово Божие соделало их сынами царства Божия, т.е. слово Божие принесло в них плод добродетелей и веры.

Плевелы - сыны лукавого:

худые члены церкви Христовой на земле, которых нравственное или лучше безнравственное настроение души происходит от дьявола. Святой Златоуст разумеет под сынами лукавого собственно еретиков; но, кажется, нет нужды так ограничивать это понятие. В церкви Христовой на земле дурные члены являются не в еретиках только, но вообще в ведущих жизнь не по-христиански, отчего бы это ни происходило в них, и плевелами справедливо могут быть названы все худые члены церкви (Феофилакт Болгарский), как это видно и из 41 стиха (все соблазны и делающих беззаконие).

Враг, посеявший их, есть диавол:

дьявола именует врагом человеков потому, что он вредит людям и его желание вредить устремлено собственно против нас, хотя оно не от вражды на нас, а от вражды на Бога» (Иоанн Златоуст).

Жатвы - кончина века:

когда Господь придет на страшный суд

Жатели - Ангелы:

«когда сеет, то сеет сам; когда же наказывает, то наказывает чрез других, именно чрез Ангелов. В других местах сказано, что жатва уже наступила (Ин 4, 34. Лк 10,2); почему же сказал там, что жатва уже наступила, а здесь говорит, что жатва еще будет? Потому что слово жатва берет в разных знаменованиях. И почему, сказав в другом месте: один сеет, а другой жнет (Ин 4, 37), здесь говорит, что сеющий есть Он сам? Потому что там, говоря пред иудеями и самарянами, противополагает апостолов не себе, а пророкам. Ибо Он и сам сеял и чрез пророков. Итак, где одно и то же называет и жатвою и сеянием, там слова сии принимает в разных значениях. Когда разумеет благопокорность и послушливость слушателей, тогда, как окончивший свое дело, называет сие жатвою. Когда же ожидает еще только плода от слушания, тогда именует это сеянием, а кончину - жатвою» (Иоанн Златоуст).

Пошлет Ангелов своих и пр,:

наглядный образ отделения плевел пшеницы, праведников от грешников, соблазны и делающих беззаконие - от истины и исполняющих закон. «Соблазнами и делающих беззаконие называет одних и тех же» (Евфимий Зигабен)

В печь огненную:

образ ада, где будут мучиться дьяволы и грешники, заимствован, кажется, от ужасного обычая вавилонян - виновных в государственных преступлениях бросать в разожженную печь (Дан 3).

Тогда:

после того как отделены будут праведники от грешников и эти последние будут отосланы в место мучения, т.е. после последнего всемирного суда.

Праведники воссияют, как солнце:

«это не значит, что они будут светиться, точно как солнце. Но поелику не знаем другого светила, которое было бы блистательнее солнца, то Господь употребляет образы для нас известные» (Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский). Под этим образом разумеется блаженство праведных душ в будущем Небесном Царстве Христовом, или царстве Бога Отца, которому Сын предаст царство после всемирного суда (1 Кор 15, 28).

Притча о пшенице и плевелах

Иисус Христос учил, что в Царстве Его на земле (т. е. в Церкви Христовой) до последнего дня мира будут находиться и грешники.

Господь сказал: "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя (пшеницу) на поле своем.

Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы (т. е. семена сорных трав, похожих зеленью на пшеницу) и ушел.

Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Увидя это, слуги пришли к владельцу поля и спросили: "Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле своем? Откуда же на нем плевелы?"

Он ответил им: "враг человеков сделал это".

Слуги сказали ему: "хочешь ли, мы пойдем выберем их?"

Но господин сказал им: "нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою".

Ученики, оставшись наедине с Господом, просили Его объяснить им эту притчу.

Иисус Христос сказал:

Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий (т. е. Сам Господь Иисус Христос).

Поле есть мир.

Доброе семя (пшеница) это сыны Царствия Божия, т. е. люди добрые, благочестивые, принявшие учение Христово.

Плевелы же - сыны лукавого (диавола), т. е. нечестивые, злые люди.

Враг, посеявший плевелы, есть диавол.

Жатва есть кончина мира, а

Жнецы суть Ангелы.

Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет и при кончине века. Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в пещь огненную; там будет плач и скрежет зубов. А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (в царстве вечной блаженной жизни).

Как часто, при виде возмутительных поступков безнравственных, злых людей, спрашиваем: Господи! Почему Ты не наказываешь теперь же злых людей? Зачем Ты даешь им возможность пользоваться всеми благами мира? Зачем они теснят, угнетают добрых?

На все эти вопросы в этой притче дан ответ: оставьте расти вместе то и другое до жатвы - до дня Страшного Суда . Такова воля Божия. Потому что Господь дал человеку образ и подобие Свое - свободную волю. Зло возникло в мире по вине творения - диавола, который постоянно и хитро сеет зло в мире - распространяет среди людей неверие и всякие беззакония.

В свободном выборе добра и отклонении от зла человек возвеличивает Бога, прославляет Бога и совершенствуется сам, а терпя страдания от злых получает от Бога высшую награду в Царствии небесном.

Таким образом Бог без всякого принуждения дает людям с доброй волей возможность заслужить вечную, блаженную жизнь в Царствии Небесном, а людям со злой волей - вечные мучения в аду, в преисподней.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 13, 24-30, 36-43.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ПРИТЧА О СЕМЕНИ И ПЛЕВЕЛАХ. Закончив притчу о сеятеле, Иисус, видя, что толпа не расходится, рассказал вслед за ней другую о семени и плевелах.«Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;Когда же люди спали,

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Притча о плевелах. Мф. 13: 24-30; 36-43 Царство Божие распространяется по всему миру, оно растет, как пшеница, посеянная в поле. Каждое отдельное зерно и каждый колос есть как бы гражданин Царства Божия. Но среди пшеницы растут и плевелы: лебеда и другие сорные травы, которые

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Притча о семени и плевелах После притчи о сеятеле Иисус Христос предложил народу притчу о семени и плевелах:«Царство небесное, – говорил Он, – подобно человеку, посеявшему доброе семя на своем поле. Ночью пришел враг этого человека, посеял плевелы между пшеницей и ушел.

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

13. Притча о плевелах на поле. Почему Бог не уничтожает в мире зло Содержание притчи о плевелах следующее. Один человек посеял на своем поле пшеницу. Но у него был враг, который, желая сделать ему зло, пришел и ночью тайно посеял на то же поле семена сорных трав. Когда взошла

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Притча о плевелах (Матф. 13:24-30). «Царство Небесное» - это земная церковь, основанная Небесным Учредителем и приводящая людей к Небу. Она «подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». «Когда все люди спали» - то есть ночью, когда дела могут совершаться тайно от

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Притча о плевелах 24 Иисус рассказал им еще одну притчу: «Царство Небесное вот с чем сравню. Посеял человек на своем поле добрые семена. 25 Когда люди спали, пришел его враг, посеял плевелы среди пшеницы и ушел. 26 Когда посевы взошли, и колос начал наливаться, стали видны и

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Притча о пшенице и сорняках 24 Рассказал им Иса и другую притчу:- Царство Всевышнего можно сравнить с человеком, засеявшим своё поле хорошими семенами. 25 И вот, когда все спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушёл. 26 Когда пшеница взошла и появились колосья,

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Объяснение притчи о пшенице и сорняках 36 Потом Иса отпустил народ и вошёл в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили:- Объясни нам притчу о сорняках в поле.37 Иса в ответ сказал:- Сеющий хорошие семена - это Ниспосланный как Человек. 38 Поле - это мир, а хорошие семена -

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Притча о пшенице и сорняках 24 Иисус рассказал им другую притчу:- Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами. 25 И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел. 26 Когда пшеница взошла и появились колосья,

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Иисус объясняет притчу о пшенице и сорняках 36 Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили:- Объясни нам притчу о сорняках в поле.37 Иисус в ответ сказал:- Сеющий хорошие семена - это Сын Человеческий. 38 Поле - это мир, а хорошие семена -

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедной. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике Служение Иисуса приходило к концу. Ему надлежало

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Притча о плевелах «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему:

Из книги автора

Из книги автора

XIII Новый способ учения – притчами. Притчи о сеятеле, о зерне горчичном, о пшенице и плевелах. Укрощение бури на озере. Исцеление гадаринского бесноватого Случай в доме Симона-фарисея с достаточностью показал, что для пробуждения дремлющей совести народа и уяснения

После притчи о сеятеле Иисус Христос предложил народу притчу о семени и плевелах.

Царство небесное, говорит Он, подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем.

Ночью пришел враг этого человека, посеял плевелы между пшеницей и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Увидав это, слуги сказали хозяину: господин, не доброе ли семя сеял ты на поле своем? Откуда же явились плевелы?

Он отвечал им: враг человек сделал это. - Не прикажешь ли, сказали слуги, мы пойдем, вырвем плевелы?

Но хозяин возразил: нет, выдергивая плевелы, можно выдернуть вместе с ними и пшеницу. Оставьте расти то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Иисус Христос Сам объяснил и эту притчу. Он сказал, что так будет при конце века, когда на страшном суде соберутся злые и добрые люди (плевелы и пшеница); злые будут осуждены, а добрые получат награду. Господин не позволил рабам своим выдергивать плевелы. Этим указано на долготерпение и милосердие Господа, Которые не хочет погубить грешника, но дает ему время на покаяние и исправление. Не всегда в жизни этой бывает наказан грешник и награжден праведник; мы видим нередко, что злому человеку удаются его предприятия, и что хороший напротив терпит страдания и несчастье. Но человек верующий никогда этим не смутится, потому что вера помогает переносить бедствия с терпением и с надеждой на милость Бога, Который в будущей жизни воздаст каждому по делам его.

В этой притче опять Господь говорит о сеятеле, сеявшем семя на поле своем. Во всех нас посеяно доброе семя; мы все - христиане, и нам проповедано Евангелие. Отчего же мы не добры, а бываем злы, неблагодарны, непокорны воле Господней? Иисус Христос объяснил это тем, что диавол посеял свое семя зла тут же, где было посеяно семя добра. Но не следует забывать, что диавол имеет власть только над теми, которые охотно предаются злу и не стараются бороться против него.

Тут можно опять повторить сравнение, употребленное Господом. Посмотрите на поле, принадлежащее крестьянину трудолюбивому, который хорошо обрабатывает землю свою. У него хорошо всходит посеянное семя, между тем как у хозяина нерадивого и небрежного семя всходит плохо, и поле зарастает травой. - Так бывает и с нами. Если мы постараемся сделаться лучше, искоренить в себе дурные привычки и приучить себя ко всему хорошему, то слово Божие в нас укоренится и возрастет хорошо. Но если мы будем лениво смотреть за собой, то диавол воспользуется нашей леностью и беспечностью, чтобы посеять в нас свои плевелы, и они укоренятся, заглушая расположение к добру. Постараемся же бороться против зла, против собственной злой воли, удаляться от дурных примеров и больше быть с людьми хорошими, которые, сами делая добро, могут и нас научить добру.

Постараемся также сами не подавать другому дурного примера: это - большой грех. Наше грешное дело, а иногда и праздное слово может соблазнить ближнего, и мы тогда будем похожи на лукавого, который сеет плевелы на поле. Напротив, подающий добрый совет и научающий хорошему помогает Христу, сеющему хорошее семя.


Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.

(ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, ГЛ.13, 24 - 30)

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Притча о милосердном самарянине

(ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, ГЛ. 10, 29 - 37)

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Библия. М., 1979. С. 618 - 619,

625 - 627, 1027 - 1028, 1101

Коран (“чтение вслух, наизусть”) - главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в период 610 - 632 гг. в Мекке и Медине. Первые записи Корана появились после смерти Мухаммада в 632 г. По приказу халифа Усмана (Османа) между 650 и 656 гг. специальной коллегией под руководством Зайда б. Сабита был подготовлен текст Корана, впоследствии признанный каноническим. Коран содержит 114 сур (глав) разной величины - от 3 до 286 айатов (стихов). За первой короткой сурой - “Открывающей книгу” (“Фатихой”) - следуют самые длинные, затем прослеживается тенденция к уменьшению длинны сур. Сами названия сур очень поэтичны: “Человек”, “Скручива­ние”, “Раскалывание”, “Идущий ночью”, “Заря”, “Солнце”, “Пред­вечернее время”, “Рассвет”. Большая часть коранических текстов построена как диалог между Аллахом и противниками Мухаммада или обращение Аллаха с наставлениями и предписаниями последователям пророка. Призыв Мухаммада к единобожию - главная идея Корана. Ее обоснованию посвящено большинство проповедей, назидательных историй, восходящих к иудейско-христианским преданиям и аравийскому фольклору, наполняемых новым содержанием.

Сура 1. Открывающая книгу

(1). Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

1 (2). Хвала - Аллаху, Господу миров

2 (3). милостивому, милосердному,

3 (4). царю в день суда!

4 (5). Тебе мы поклоняемся и просим помочь!

5 (6). Веди нас по дороге прямой,

6 (7). по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, -

7. не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.