Александр Анатольевич Белов Броненосцы Японии. Японские броненосцы Очерк развития японского флота

  • Дата: 29.12.2023

Время неумолимо и жестоко.

Остались еще ветераны Второй мировой войны, но их все меньше и меньше. И в основном это те, кто был призван в 1944-1945 годах.

Последний из живших на планете ветеранов Первой мировой войны Клод Стэнли Чулз скончался в Австралии в возрасте 110 лет в 2011 году.

Но вот есть еще возможность увидеть и познакомиться аж с двумя участниками русско-японской войны 1905 года. Эти ветераны приняли участие в одном из самых кровавых морских сражений этой войны - Цусимском сражении, причем с разных противоборствующих сторон.

Один - крейсер "Аврора", а второй - “Микаса”, японский броненосец и флагман японского флота во время битвы в Цусимском проливе.

Что касается "Авроры", то я познакомился с легендарным крейсером лет в 13, когда приехал к родственникам в Ленинград на зимние каникулы. Тетка Нина у меня была активная, протащила меня по всем музеям, ну и, конечно же, на "Аврору". У меня был шок от посещения первого настоящего военного корабля. К тому же боевая тетя Нина организовала для меня автограф бывшего кочегара с "Авроры", он вел экскурсию. Очевидно это был член экипажа "Авроры" 40-х или 50-х годов, накануне того, как в 1961 году крейсер стал кораблем-музеем.

Крейсера типа «Паллада», к которым относится и "Аврора", были заказаны Морским ведомством в рамках масштабной судостроительной программы России 1895 года.

По конструкции это были бронепалубные крейсера, предназначенные для выполнения функций крейсеров-разведчиков и борьбы с торговым судоходством противника на сравнительно небольшом удалении от баз. Основные работы завершились к лету 1896 года, и было принято решение строить три однотипных крейсера на петербургских верфях. Сразу же на стапелях верфи "Галерного островка" (ныне ОАО «Адмиралтейские верфи») начались работы по строительству двух крейсеров "Паллада" и "Диана", а в сентябре 1986 года в Новом адмиралтействе развернулись работы по строительству третьего крейсера, который 31 марта 1897 года получил название "Аврора".

Официальная закладка корабля произведена 23 мая 1897 года в торжественной обстановке, а уже 11 мая 1900 года в 11 ч 15 мин под гром артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей крейсер "Аврора" был спущен на воду.

Два года велись достроечные работы - завершение корпусных работ и установка главных машин и паровых котлов. Завершив 18 сентября 1903 года приемочные испытания, крейсер "Аврора" вступил в состав боевых сил русского флота.

В отличие от России конца XIX века, в Японии в этот период своей собственной судостроительной промышленности еще не было. Вместе с тем, после коренной перестройки государственной машины, которая в Японии носит название революции Мэйдзи, эта страна стала активно модернизировать собственную армию и флот на основе технических достижений Запада.

В 1886 году японское правительство пригласило на должность главного корабельного инженера своего нарождающегося флота известного французского конструктора Э. Бертена, который оказал значительное влияние на судостроительную программу Японии. В Йокосуке Бертен запроектировал и построил в 1890 году военный порт, который функционирует в качестве базы ВМС Японии до сих пор. Японцы с благодарностью сохраняют дом, в котором жил инженер.

Однако в области военно-морского строительства японцы все таки ориентировались прежде всего на главного законодателя тогдашней моды — Великобританию. По этой причине броненосец «Микаса» был заказан в 1898 году и строился на верфи Виккерса в Бэрроу. Очень, кстати, примечательная была эта компания Vickers & Sons. Кроме боевых кораблей она строила, правда чуть позже, еще и самолеты, и первые английские дирижабли, а также пулеметы собственной оригинальной конструкции.

Корабль англичане строили очень быстро: он был заложен 24 января 1899 года, спущен на воду 8 ноября 1900 года, а уже 1 марта 1902 года был полностью закончен и отправлен из Плимута в Японию. Так что получается, что оба ветерана практически ровесники.

Если крейсера типа “Паллада” были названы в честь греческих богинь, то японские броненосцы программы 1889-1899 годов назывались в честь географических объектов Японии. Фудзи, Асахи, Микаса - это горы, Хацусе — река, Сикисима - остров и название древней столицы Японии. Шесть новых броненосцев японского флота, включая “Микаса”, образовали 1-й боевой отряд Первой эскадры.

В свою очередь крейсер "Аврора" также предназначался для усиления морских сил на Тихом океане, где назревал конфликт с Японией и куда уже перешли однотипные "Паллада" и "Диана". Поэтому уже спустя неделю после ввода в строй, 25 сентября 1903 года корабль вышел из Кронштадта.

Но крейсеру не суждено было дойти до места назначения. Вести о вероломном нападении японского флота на Порт-Артур застали "Аврору" в африканском порту Джибути. Дальнейшее плавание было прервано, и корабль вернулся на Балтику 5 апреля 1904 года, где был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий на Дальневосточном морском театре.

"Аврора" вошла в отряд крейсеров контр-адмирала О.А. Энквиста ("Аврора", "Олег", "Дмитрий Донской" и "Владимир Мономах"). Боевое крещение крейсер Аврора принял у Цусимы 14 мая.

В течение всего боя "Аврора" следовала за "Олегом", на котором держал флаг командир отряда контр-адмирал О. А. Энквист. Эти два корабля, обладая преимуществом в скорости и вооружении, по сравнению с двумя своими более старыми собратьями "Донским" и "Мономахом", оказывались всякий раз именно в том месте, откуда исходила наибольшая опасность. Для использования большей мощи своей артиллерии они сближались с противником на максимально возможные малые дистанции вплоть до 24 кабельтовых. Были моменты, когда крейсеры оказывались под огнем сразу четырех и даже десяти японских кораблей.

Для того чтобы не дать противнику возможности пристреляться и в то же время удержать свое место в строю, "Авроре" приходилось постоянно менять курс и скорость. В ходе боя, длившегося для крейсера с 14:30 до 18:00 часов, Аврора получила 10 прямых попаданий снарядов. На нижнем снимке "Аврора" после Цусимского боя

Во время боя несколько раз сбивался осколками флаг "Авроры", но его поднимали вновь. После того как были перебиты снасти, на которых он поднимался, и флаг упал в седьмой раз, боцман Василий Козлов под огнем неприятеля влез на мачту и закрепил его на месте.

На крейсере неоднократно возникали пожары, было затоплено несколько отсеков, серьезно повреждены две дымовые трубы, надводная часть корпуса, надстройки, фок-мачта отбита наполовину, разбиты осколками все шлюпки, катера и баркасы, вышли из строя пять орудий и все дальномерные станции. В бою было израсходовано 303 - 152-мм снарядов, 1282 - 75-мм патронов, 320 - 37-мм патронов.

На "Авроре" в сражении было убито 10 человек, в том числе командир крейсера Е.Р. Егорьев, 89 человек ранено, из них 6 смертельно и 18 тяжело (8 человек умерли от ран). Капитан 1 ранга Егорьев погиб в тот злосчастный момент, когда 75-мм снаряд разорвался на трапе переднего мостика, рядом с боевой рубкой. При этом осколки снаряда и трапа, попав сквозь смотровую амбразуру в рубку, отразились от ее купола и разлетелись в разные стороны. Все находившиеся в тот момент в рубке офицеры были ранены и только Егорьев убит на повал.

Во время Цусимского сражения “Микаса” являлся флагманом командующего японского флота адмирала Того.

Вот так выглядит боевая рубка броненосца "Микаса", толщина брони впечатляет

Однако адмирал Того все сражение провел, находясь на открытом ходовом мостике

Вид с мостика

Во время сражения "Микаса" был в голове колонны японских линкоров и был одной из основных целей для русских кораблей. Распоряжение командующего российской эскадры адмирала Рожественского было — сигнал «1», что означало: «Бить по головному» (собственно, это был первый и последний его приказ в бою, не считая приказа о передаче командования, отсутствие должного командования было одной из причин поражения нашего флота).

"Микаса" попал под сосредоточенный огонь кораблей русского флота, в него попало 6 12-дюймовых и 19 6-дюймовых снарядов. Впрочем сильных повреждений броненосец не получил. 12-дюймовый снаряд взорвался в стволе правого 305 мм орудия носовой башни, повредив орудие и выведя из строя левое орудие.

Ещё один 12-дюймовый снаряд взорвался в том же орудии на 2 часа раньше, не нанеся ни каких повреждений. Одна 6-дюймовая пушка вышла из строя после 19 выстрелов, из других повреждений корабельного вооружения была еще одна 6-дюймовая пушка, которая была выведена из строя удачным попаданием русского 6-дюймового снаряда в орудийный порт. За время боя броненосец выпустил 124 12-дюймовых снаряда, больше, чем любой другой корабль.


В общей сложности, в "Микаса" попали более 40 раз во время боя, в том числе 10 12-дюймовые и 22 6-дюймовых снарядов, но ни один из них не нанес серьезных повреждений. Точного количества убитых и раненых на "Микаса" не известно. По японский источникам броненосец потерял 110 человек убитыми и 590 ранеными во время боя.

Цусимское сражение оказалось катастрофой для российского флота. Двадцать кораблей (!!!) ушло на дно, несколько попало в руки японцев. Во время битвы погибло 4830 российских моряков, около 10000 получил ранения. Общие потери японцев, по их источникам, составили 117 убитых и около 900 раненных. Раненный адмирал Рожественский передал командование контр-адмиралу Небогатову, который сдал оставшиеся от разгромленной эскадры корабли на милость победителю. Небогатов и его штаб были доставлены на борт "Микаса" вот через эти двери

«Авроре» удалось избежать пленения. Вместе с "Олегом" и присоединившимся к отряду "Жемчугом", "Аврора" в течение ночи 14/15 мая подвергалась атакам японских миноносцев. Отряд оторвался от главных сил эскадры и после безуспешных попыток прорваться на север в сторону Владивостока крейсера вынуждены были уйти в нейтральный филиппинский порт Манила, где были интернированы американцами до конца войны.

Что касается броненосца «Микаса», то после боя он нуждался в ремонте всех башен главного калибра, а также замене треснувших бронеплит. Для ремонта он ушел в порт Сасебо. И вот здесь удача покинула его. Избежавший гибели от огня всей русской эскадры во время Цусимского сражения, через шесть дней после подписания Портсмутского договора, положившего конец войне русско-японской войне, в ночь на 12-е сентября 1905 года "Микаса", после взрыва и пожара, затонул в гавани Сасебо. Погибло 250 (по другим данным, 114 чел.), и оказались ранеными 340 человек. Броненосец затонул на ровном киле на глубине 11 метров. Корабль подняли только после трех попыток спустя год 14 августа 1906 года.

После подъема броненосец восстанавливали до 24 марта 1908 г. и ввели в строй 24 августа 1908 г. Во время первой мировой войны "Микаса" нес службу по защите японского побережья. В 1921 году броненосец принял участие в поддержке операций японских интервентов в Советской Сибири, придя во Владивосток. 16 сентября 1921 г. линейный корабль "Микаса" в тумане, направляясь во Владивосток от северной оконечности Сахалина, сел на камни к югу от острова Аскольд (в 30 милях на юго-запад от Владивостока). Положение было столь опасным, что спасение считалось невозможным, и только десятью днями позже, 26 сентября, благодаря сильному шторму его удалось снять с камней, отвести в док во Владивосток под конвоем броненосца "Фудзи" и броненосного крейсера "Касуга".

"Аврора" после подписания мирного договора с Японией и длительного ремонта в Маниле вернулась на Балтику.

Она совершала походы по всему миру, выполняя представительские функции. За короткий период крейсер побывал в Средиземном море и Атлантическом океане, посетив Алжир, Бизерту , Вильфранш , Смирну , Неаполь , Гибралтар и ряд других портов.

Первую мировую войну «Аврора» встретила, совершая учебные рейсы с воспитанниками Морского корпуса по Балтике. Вопреки расхожему мнению активного участия в этой войне крейсер не принимал. Сначала «Аврора» с другими судами патрулировала Финский залив, затем прикрывала минные тральщики и один раз поддерживала сухопутные части артиллерийским огнем. Ни одного серьезного повреждения за все годы войны крейсер не получил.

Осенью 1916 года «Аврора» окончательно вернулась в Кронштадт, а затем перешла для капитального ремонта в Петроград.


Длительная стоянка в порту оказала пагубное влияние на экипаж «Авроры»: матросы и младшие командиры попали в дурную компанию большевиков, меньшевиков, эсеров и анархистов. Ну, дальше вы знаете.

До 1922 года крейсер находился на консервации в Кронштадте, а экипаж отражал нападение Юденича на Петроград.

После проведенного капитального ремонта крейсер в 1923 году вошел в состав ВМФ СССР.

Если «Аврора» пережила второе рождение, то по условиям Вашингтонского договора 1922 года в том же году броненосец "Микаса" исключили из списков флота Японии.

12 ноября 1926 года его превратили в корабль-памятник. Броненосец завели в специально вырытый и заполненный водой котлован у акватории порта Йокосука, который затем засыпали землей до ватерлинии. Выглядит, прямо скажем, жутковато

С этого момента «Микаса» стал объектом военно-патриотического воспитания японской молодежи. С началом Второй мировой войны на броненосец стали организовывать массовые экскурсии летчиков-камикадзе. Перед последним полетом.

В 1945 году американцы бомбили броненосец то ли сослепу, то ли из принципа. После Второй мировой войны на броненосце демонтировали орудия и надстройки, но оставшийся корпус разобрать оказалось непросто, и так он простоял до 20 января 1960 года. Затем его снова начали восстанавливать. 27 мая 1961 года эти работы закончили и "Микаса" снова стал памятником японскому флоту и адмиралу Того в битве при Цусиме.

«Аврора» во время Великой Отечественной войны стояла в гавани Ораниенбаума. Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее орудий обороняли подступы к городу. Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер "Киров"), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

После войны «Аврору» подняли и в 1947 году крейсер встал на свое сейчас уже традиционное место у Нахимовского училища.

Правда сейчас «Авроры» нет на своем месте, осталась только одноименная кофешка.

А где же корабль революции? 21 сентября 2014 года «Аврора» была отбуксирована в ремонтный док Кронштадтского морского завода Минобороны РФ для очередного капитального ремонта

Кстати, старая ржавая “баржа” на переднем плане снимка, перед “Авророй” - это скорее всего плавучая мастерская, переделанная из однобашенного монитора “Стрелец”, одного из старейших кораблей российского флота (заложен 1.06.1863 г., спущен 21.05.1864 г., вступил в строй 16.07.1865 г. в качестве броненосной башенной лодки). Но это уже совсем другая ИСТОРИЯ.

Ну и в заключение. В прошлой своей жизни, в 1985 году я попал в состав экспедиции на опытно-испытательном судне. Наш маршрут проходил через Цусимский пролив. Когда достигли места гибели русских кораблей, весь экипаж построился на вертолетной площадке и была отдана дань старой морской традиции: в море были опущены венки из живых цветов.

Вечная память всем морякам, погибшим за Отечество!

Кровавая пятница 13 ноября 1942 года завершилась поражением японского флота . Вице-адмирал Абэ Хироакэ потерял линкор «Хиэй» и два эсминца, не выполнив свою главную задачу - обстрел аэродрома Хендерсон-Филд. Американцы тоже понесли тяжёлый урон: соединение адмирала Дэниела Каллахэна (оперативные группы 67.4 и 62.4) было разгромлено и вышло из боя. Конвой японских транспортов продолжал движение к Гуадалканалу, для его безопасной проводки требовалось нейтрализовать аэродром Хендерсон-Филд.

Последние козыри сторон

В руках вице-адмирала Уильяма Хэлси оставались 16-е и 64-е оперативные соединения, в том числе авианосец «Энтерпрайз», а также два главных козыря, о наличии которых японцы не подозревали - новейшие линкоры «Вашингтон» и «Саут Дакота». Не зная о них, адмирал Ямамото решил продолжать выполнение главной задачи, причём прежними силами. Он приказал командующему 2-м флотом вице-адмиралу Кондо Нобутакэ организовать обстрел аэродрома в ночь с 14 на 15 ноября, одновременно прикрывая шедший к Гуадалканалу конвой с частями 38-й пехотной дивизии.

Вице-адмирал Кондо Нобутакэ.
zeljeznice.net

Вечером 13 ноября адмирал Кондо с авианосцем «Дзуньё», линкорами «Конго» и «Харуна», тяжёлыми крейсерам «Атаго», «Такао» и «Тоне», лёгким крейсером «Сендай» и тремя эсминцами находился в районе атолла Онтонг-Джава - к северу от Соломоновых островов и примерно в 500 милях восточнее Рабаула. Юго-западнее него, в районе острова Шортленд, находилось Соединение Внешних Южных морей вице-адмирала Микавы Гунити - тяжёлые крейсера «Майя», «Судзуя», «Тёкай», «Кинугаса» (7-я дивизия крейсеров), лёгкие крейсера «Исудзу» и «Тенрю», а также восемь эсминцев. Соединение эсминцев прикрытия адмирала Танаки сопровождало конвой из 12 транспортов, шедший к Гуадалканалу по проливу Нью-Джорджия (американцы называли его «Слот» - Щель). Конвой должен был достичь острова после заката 14 ноября.

Однако Кондо так и не решился бросить в бой все свои силы. «Конго», «Харуну» (3-я дивизия линкоров) и «Тоне» он оставил возле Онтонг-Джавы, взяв с собой только два тяжёлых и один лёгкий крейсера. Далее к его Ударному соединению присоединились остатки сил адмирала Абэ - линкор «Кирисима», крейсер «Нагара» и 6 эсминцев, остальные эсминцы вступили в охранение конвоя транспортов.

Неудача адмирала Микавы

Получив приказ на обстрел, крейсерское соединение Микавы двинулось на юго-восток по проливу Слот, чтобы обстрелять аэродром Хендерсон-Филд в ночь с 13 на 14 ноября (до подхода остальных сил и транспортного конвоя). Тем временем вечером 13 ноября (в 19:15) 64-е оперативное соединение контр-адмирала Уиллиса Ли (два линкора и четыре эсминца) отделилось от группы авианосца «Энтерпрайз» и двинулось на север со скоростью 26 узлов. Сам авианосец и сопровождавшие его корабли (16-е оперативное соединение) тоже двинулся к северу, чтобы иметь возможность прикрыть корабли у Гуадалканала своими самолётами.


Действия японских сил днём 14 ноября 1942 года. Воздушные атаки по соединению вице-адмирала Микавы (7-я дивизия крейсеров) и Транспортной группе адмирала Танаки.

Однако линкоры адмирала Ли находилось слишком далеко, чтобы успеть перехватить крейсера Микавы, вышедшие к острову Саво уже через полчаса после полуночи на 14 ноября. С 2:20 до 3:40 Соединение Обстрела адмирала Нисимуры (тяжёлые крейсера «Тёкай», «Майя» и «Судзуя», нёсшие по десять 203-мм орудий) выпустило по аэродрому 1370 фугасных снарядов. Их поддерживали эсминцы «Мотидзуки» и «Амагири», а остальные корабли Микавы прикрывали крейсера с запада. В это время американские торпедные катера с Тулаги трижды атаковали японское соединение, но успеха не добились - японцы даже не заметили этих атак.

С восходом солнца крейсера Нисимуры отошли на запад и в 8 часов утра присоединились к остальным кораблям Микавы. Буквально через несколько минут японцев атаковали пикировщики с аэродрома Хендерсон - несмотря на обстрел, он продолжал функционировать. Вскоре к ним присоединились самолёты из авиагруппы «Энтерпрайза».

В 8:36 старый крейсер «Кинугаса» получил прямое попадание в носовую башню, ещё несколько бомб разорвалось рядом. На корабле начались пожары; примерно через час команде удалось справиться с ними, но тут «Кинугасу» атаковали ещё три бомбардировщика. От нескольких близких разрывов машины крейсера вышли из строя, корабль потерял ход, и командир отдал приказ покинуть его. В 11:22 «Кинугаса» затонул в 15 милях к востоку от острова Рендова, погиб 51 человек.

Тяжёлый крейсер «Тёкай» был повреждён несколькими близкими разрывами, а в «Майя» врезался подбитый американский самолёт: было повреждено зенитное орудие, торпедный аппарат и два прожектора, погибло 37 человек. Лёгкий крейсер «Исудзу» также был повреждён близкими разрывами и потерял ход. Его отбуксировали к Шортленду, затем он своим ходом ушёл на Трук, а оттуда в метрополию, где до конца апреля ремонтировался в Йокогаме.

Ставки повышаются

Получив донесение о том, что американские самолёты с Хендерсон-Филд продолжают действовать, адмирал Ямамото приказал нанести по нему ещё один удар - теперь кораблями Кондо и остатками соединения Абэ. Японцам приходилось повышать ставки, ведь на кону стояла судьба конвоя, который мог стать лёгкой добычей для американской авиации.


Американский пикирующий бомбардировщик SBD-3 «Даунтлесс».
collections.naval.aviation.museum

Уже в 8:30 американские самолёты-разведчики обнаружили японское транспортное соединение севернее острова Нью-Джорджия и сообщили, что оно вновь повернуло к Гуадалканалу. Ещё до полудня два самолёта с «Энтерпрайза» атаковали японские транспорты и, по докладам лётчиков, повредили два из них. Тем не менее Хэлси не хотел рисковать и приказал перебросить авиагруппу «Энтерпрайза» на Хендерсон-Филд, а самому авианосцу отойти южнее, чтобы не попасть под возможные японские атаки: американский адмирал знал, что у Кондо где-то имеется авианосец.

Решение Хэлси оказалось неудачным: аэродром испытывал острую нехватку персонала и оборудования, лётное поле было перепахано японскими снарядами. Поэтому взлёт и посадка оказались затруднены, а бомбы приходилось таскать к самолётам вручную. Тем не менее уже около 13 часов первая группа базовых самолётов (17 пикировщиков «Даунтлесс», восемь торпедоносцев «Эвенджер» и восемь «Летающих крепостей» с Эспириту-Санто под прикрытием восьми истребителей «Уайлдкэт») атаковала японский конвой. Были потоплены два транспорта, ещё один получил повреждения и был вынужден вернуться к острову Шортленд.


Действия американской авиации против транспортной группы адмирала Танаки в проливе Нью-Джорджия днём 14 ноября 1942 года.
ibiblio.org

В 14:30 появилась вторая волна - 24 «Даунтлесса» из эскадрилий «Энтерпрайза» и восемь «Летающих крепостей». Им удалось повредить ещё один транспорт, который тоже «сошёл с дистанции». В 15:30 прибыла третья волна - пять «Даунтлессов» и восемь «Летающих крепостей», они потопили два транспорта. Последний налёт состоялся в 17:15 севернее островов Рассел. В нём участвовали 17 «Даунтлессов» и четыре «Летающие Крепости», которым удалось повредить один транспорт. Судьба ещё одного транспорта остаётся неизвестной - он либо был повреждён по дороге, либо отстал от конвоя ещё до начала налётов.

У островов Рассел адмирал Танака задержался - либо не желая рисковать последними четырьмя транспортами, либо ожидая темноты. Лишь около 8 часов вечера он возобновил движение к Гуадалканалу, до которого оставалось всего 50 миль.

Линкоры открывают огонь

Тем временем за световой день 14 ноября линкоры адмирала Ли достигли Гуадалканала. К 21 часу 64-е оперативное соединение находились в 9 милях к западу от мыса Эсперанс. Поджидая противника, Ли двинулся на север, затем обогнул остров Саво и развернулся обратно к Гуадалканалу. Его корабли были выстроены в единую колонну: первыми шли четыре эсминца, «Вашингтон» и «Саут Дакота» держались сзади.


Первая фаза боя у Гуадалканала (японская версия).
Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов

Корабли Кондо выходили к Гуадалканалу с северо-востока. Японский адмирал понимал, что противник находится где-то поблизости, поэтому направил вперёд дозор - 19-й дивизион 3-й эскадры эсминцев контр-адмирала Хасимото Синтаро в составе лёгкого крейсера «Сендай» и трёх эсминцев. В 22:10 «Сендай» находился в 10 милях к северо-востоку от острова Саво, когда его наблюдатели заметили американские корабли в 5 милях слева по носу. Хасимото решил разделить свои силы: он приказал эсминцам «Аянами» и «Уранами» обогнуть остров Саво справа и атаковать американцев с запада.

Остальная часть Ударного соединения Кондо представляла собой «сборную солянку»: здесь были остатки 11-й дивизии линкоров («Кирисима»), 4-я дивизия крейсеров и фрагменты четырёх дивизионов эсминцев из двух разных эскадр. Получив донесение об обнаружении противника, адмирал Кондо отделил от своей эскадры крейсер «Нагара» с четырьмя эсминцами под командованием контр-адмирала Кимуры и тоже послал их обойти остров Саво с запада. Теперь при нём остались только два эсминца, которые шли первыми, за ними следовали тяжёлые крейсера «Атаго» и «Такао», а линкор «Кирисима» замыкал колонну.


Бой у Гуадалканала: состав эскадр противников.
М. Морозов, Е. Грановский. Гуадалканал! Часть 2

Удивительно, но факт: несмотря на наличие радаров, к тому времени американцы не обнаружили противника. В 22:52 на широте мыса Эсперанс (северная оконечность Гуадалканала) адмирал Ли приказал своей колонне круто развернуться прямо на запад. Лишь в 23:00 поисковый радар «Вашингтона» обнаружил крейсер «Сендай» в 10 милях к северу.

Ещё четверть часа ни одна из сторон не открывала огня. Лишь в 23:17 «Вашингтон» с дистанции в 75 каб дал по «Сендай» первый залп 406-мм орудиями. Через пару минут к нему присоединилась «Саут Дакота». Японский крейсер резко развернулся и вместе с эсминцем «Сикинами» ушёл на север, поставив дымовую завесу. Попаданий не было, и корабли вскоре пропали с радаров.

К этому моменту «Аянами» и «Уранами» обогнули остров Саво и теперь двигались навстречу американской колонне. В 5 милях позади них и несколько севернее двигался крейсер «Нагара» с четырьмя эсминцами. Фактически японцы выполнили первую задачу боя: их эсминцы и лёгкие крейсера сблизились с колонной противника на дистанцию торпедного залпа.


Линкор «Саут Дакота» на верфи в Норфолке, 20 августа 1943 года.
history.navy.mil

Около 23:20 «Аянами» и «Уранами» были обнаружены американскими эсминцами, которые в 23:22 открыли огонь с дистанции в 65 каб. В ответ оба японских эсминца тоже открыли огонь, поразив 127-мм снарядами головной «Уок», а в 23:30 слегка довернули влево и выпустили торпеды - все они прошли мимо цели.

Лишь в 23:35 «Гуин», шедший четвёртым в колонне, обнаружил и обстрелял «Нагару» и его эсминцы. Японцы ответили артиллерийским огнём и торпедным залпом - в этот момент корабли проходили траверз друг друга, и дистанция между колоннами составляла всего 22 каб. «Гуин» получил два попадания снарядами (в машинное отделение и корму), но сохранил ход; линкору «Вашингтон» пришлось сделать отворот, чтобы обойти повреждённый эсминец. 140-мм снаряды крейсера «Нагара» обрушились на эсминец «Престон», разрушили его машинное отделение и снесли заднюю трубу. На корабле вспыхнул пожар, и всего через 10 минут он затонул (погибло 116 человек).

Тем временем в 23:38 в уже повреждённый «Уок» попала торпеда, и через 4 минуты он затонул, немного опередив «Престон» (погибло 76 человек, ещё шестеро из спасённых эсминцем «Мид» позднее умерли от ран). Другая торпеда попала в «Бенхэм», оторвав ему нос, но корабль остался на плаву и затонул лишь на следующий день. Американцы торпед выпустить не успели, однако огнём их артиллерии был потоплен эсминец «Аянами» (его экипаж снял «Уранами»).


Бой у Гуадалканала в ночь с 14 на 15 ноября 1942 года. Общая схема.
Ф. Шерман. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою

Около 23:40 соединение Кимуры во главе с крейсером «Нагара» развернулось обратно на запад, пройдя совсем рядом с островом Саво; примерно в это же время его догнали остатки соединения Хасимото - крейсер «Сендай» и эсминец «Сикинами». Лишь в этот момент моряки Кимуры почувствовали, что перед ними находится что-то очень большое. На «Сираюки» включили прожектора, и в их свете, окутанная пороховым дымом, японцам явилась «Саут Дакота», шедшая концевой в колонне адмирала Ли. Впервые за одиннадцать месяцев войны японские моряки встретились с американским линкором.

Несчастья «Саут Дакоты»

Именно в 23:33 на «Саут Дакоте» неожиданно выбило предохранители главного распределительного щита - видимо, от сотрясений при стрельбе по «Сендай». На три минуты оказалась обесточена половина служб корабля, в том числе кормовая башня, а также 6-я и 8-я спаренные 127-м универсальные установки (ввести их в действие удалось значительно позже). За это время на мостике успели потерять шедший впереди «Вашингтон». Затем на пути возник подбитый «Гуин» - чтобы обойти его, концевой линкор сделал коордонат вправо. Возможно, именно этот манёвр спас «Саут Дакоту» - все восемь торпед с «Нагары», выпущенные парой минут ранее, прошли мимо.

Тем временем основные силы адмирала Кондо (Соединение обстрела) в 23:16 развернулись на запад, чтобы пройти севернее острова Саво и всё-таки обстрелять Хендерсон-Филд. Однако когда по другую сторону Саво разгорелся бой, Кондо в 23:30 вновь повернул на юг, а в 23:40 увидел в 80 каб к юго-востоку от себя американский линкор, подсвеченный прожекторами японских эсминцев.

Ситуация была идеальной для стрельбы. «Кирисима» и сопровождавшие его крейсера сразу же открыли огонь, а «Атаго», кроме того, дал залп из восьми торпед - правда, они тоже никуда не попали. Кондо вцепился в американский линкор подобно охотничьему псу - в 23:53 он развернулся на обратный курс, чтобы не потерять противника. За несколько минут японский линкор успел выпустить 117 снарядов главного калибра. «Саут Дакота» получила в общей сложности 25 попаданий снарядами калибров от 152 до 356 мм (в том числе как минимум один главного калибра с «Кирисимы»).


Бой у Гуадалканала. Карта из отчёта командира линкора «Вашингтон».
navsource.org

356-мм снаряд попал в верхнюю палубу американского линкора рядом с концевой башней, пробил её, проделав дыру размером 1 х 3 м, и взорвался, ударившись о 440-мм барбет башни и оставив в нём 40-мм выбоину и множество глубоких трещин. Средняя бронепалуба пробита не была. Осколками оказались повреждены внутренние помещения, надстройки, правая катапульта и несколько 20-мм автоматов.

Кроме того, в линкор попало 18 снарядов калибром 203 мм с «Атаго» и «Такао», шесть 152-мм с «Кирисимы» и ещё один 127-мм. Один из 203-мм бронебойных снарядов пробил борт выше ватерлинии и вошёл примерно на 8 дюймов в 310-мм броню главного пояса. От двух попаданий 203-мм снарядов в район ватерлинии и одного под ватерлинию внутрь корпуса начала поступать вода. На линкоре вспыхнули пожары, вышли из строя все три артиллерийских радара, системы управления огнём и радиостанция.


Бой линкоров в ночь с 14 на 15 ноября 1942 года (японская версия).
Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов

Ответный огонь «Саут Дакоты» оказался неточным, наибольший ущерб американский линкор нанёс самому себе - первым же залпом третьей башни оказались уничтожены оба стоявших на корме самолёта-разведчика. В 00:08 линкор прекратил стрельбу. К этому времени он потерял связь с другими кораблями, около 00:15 отвернул влево, вышел из боя и в одиночку отправился к Нумеа. Здесь часть повреждений была исправлена, после чего линкор ушёл в Соединённые Штаты, где находился на ремонте ещё три месяца (до конца февраля 1943 года).

Смертельный удар

Американцам помогло то, что их линкоры разделились. «Вашингтон» остался незамеченным в темноте, а «Кирисима» оказался хорошо подсвечен вспышками собственных залпов. Флагман адмирала Ли несколько задержался с открытием огня, начав стрельбу только в 00:05. Однако с «пистолетной» дистанции менее 30 каб его снаряды, в отличие от снарядов «Саут Дакоты», летели точно. За следующие 7 минут в «Кирисиму» попало как минимум девять 406-мм снарядов - некоторые современные исследователи считают, что попаданий было до двадцати, включая семь подводных. Флагман адмирала Кондо потерял управление и загорелся, рулевое отделение было затоплено, а руль заклинило повёрнутым на 10° на правый борт. Обе носовые башни вышли из строя, а четвёртую башню заклинило. К 00:12 «Кирисима» потерял ход и сильно накренился на правый борт.


Линкор «Вашингтон» ведёт огонь по линкору «Кирисима».
navsource.org

Однако Ли не успел добить «Кирисиму». Выяснив, что у него не осталось ни одного неповреждённого эсминца, адмирал приказал уходить на юг. Три из четырёх эсминцев 64-го оперативного соединения были потоплены, а «Гуин» - тяжело повреждён (вернулся в строй лишь в апреле 1943 года).

Тем временем в 00:30 Кондо сообщил своим кораблям об отмене обстрела аэродрома и приказал тяжёлым крейсерам отходить на север. В 00:40 артиллерийский бой завершился, причём японские тяжёлые крейсера не получили существенных попаданий. 18 ноября они вернулись на Трук.

Получив информацию о бое с американскими линкорами, адмирал Танака выслал вперёд эсминцы «Кагеро» и «Оясио» из охранения транспортов, приказав им атаковать любые вражеские корабли на пути к мысу Тассафаронга. В 00:39 эсминцы выпустили торпеды по «Вашингтону», но попаданий не добились.

Финал сражения

С повреждённым линкором остались «Нагара» и эсминцы. Некоторое время казалось, что «Кирисиму» можно спасти: пожары были потушены, корабль снова дал ход. Однако исправить рулевое управление не удалось, а попытка управлять машинами оказалась безуспешной. Кроме того, из-за затоплений крен на правый борт продолжал увеличиваться.


Завершение боя у Гуадалканала (японская версия).
Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов

Незадолго до 3 часов ночи крейсер «Нагара» попытался взять «Кирисиму» на буксир, но эта попытка не удалась. Тогда командир линкора приказал экипажу покинуть корабль. Это было сделано вовремя: в 3:25 линкор повалился на правый борт и быстро затонул в 7,5 милях к северо-западу от острова Саво. В 1992 году его обнаружили лежащим на дне кверху килем, нос был отломан. Эсминцы «Асагумо», «Терудзуки» и «Самидарэ» сняли с «Кирисимы» 1098 членов его экипажа и отошли на северо-восток; на линкоре погибло 212 человек.

Тем временем соединение адмирала Танаки с четырьмя последними транспортами («Кинугава-мару», «Хирокава-мару», «Ямаура-мару» и «Ямацуки-мару») продолжало идти вперёд. В 2:15 его суда наконец достигли мыса Тассафаронга, где начали разгрузку. Ночь была лунная, и американцы подняли для атаки самолёты с аэродрома Хендерсон, заодно начав артобстрел места выгрузки из района Лунга-Пойнт. Все четыре транспорта получили попадания и загорелись, им пришлось выброситься на берег. Из всей 38-й дивизии до острова добралось лишь 2000 солдат, удалось выгрузить 1500 мешков риса и 260 выстрелов к горным гаубицам. На переходе погибло четыре транспорта и около 5000 солдат.


Японские транспорты, выбросившиеся на берег у мыса Тассафаронга, 15 ноября 1942 года.
wwiiarchives.net

Кроме «Кирисимы», в ночь на 15 ноября японцы потеряли только эсминец «Аянами». Небольшие повреждения получили тяжёлый крейсер «Атаго» (ремонт в Куре с 17 декабря 1942 по 20 января 1943 года) и лёгкий крейсер «Нагара» (ремонт в Майдзуру с 27 декабря по 20 января). Текущий ремонт корпуса и механизмов «Такао» в Йокосуке с 24 ноября по 18 декабря 1942 года с боевыми повреждениями связан не был.

Несмотря на поражение императорского флота, в этом бою стороны потеряли почти равное количество моряков - 242 американца и 249 японцев. Вице-адмирал Кондо Нобутакэ никакого формального наказания не понёс - в апреле 1943 года он даже получил звание полного адмирала, а в августе был назначен в Высший военный совет империи. Однако в декабре 1943 года его перевели на должность командующего флотом Китайского района, а в мае 1945 года уволили в отставку.

Итоги

Причиной поражения адмирала Кондо стало нежелание японского морского командования бросить в бой все свои силы: для операций на Соломоновых островах были выделены четыре самых старых и слабых линкора, единственным достоинством которых являлась высокая скорость, позволявшая им действовать совместно с тяжёлыми крейсерами. Но и из этих четырёх кораблей Ямамото позволил использовать только два, а Кондо бросал их в бой поодиночке. Он так и не решился придвинуть ближе к Гуадалканалу авианосец «Дзуньё», поэтому транспорты Танаки остались без воздушного прикрытия.


Транспорт «Кинугава-мару» у мыса Тассафаронга, 1943 год.
history.navy.mil

Американцы испытывали схожие проблемы: адмирал Хэлси стремился держать свой единственный авианосец как можно дальше к югу, а оба линкора решился бросить в бой лишь 14 ноября. Обе стороны испытывали острую нехватку эсминцев - у японцев это особенно проявилось во втором бою, когда соединению Кимуры удалось выйти в атаку на американские линкоры с «пистолетной» дистанции в два десятка кабельтовых. Но японцы имели всего четыре эсминца и лёгкий крейсер, и в результате цели нашли только две торпеды. А ведь массовая ночная торпедная атака была козырным ходом японских моряков, не раз приносившим им успех в предыдущих боях.

Сражение 13–15 ноября стало переломным в боях за Гуадалканал. До этого момента японцы, несмотря на все успехи американцев, продолжали блокировать их плацдарм на мысе Лунга-Пойнт и даже наращивали численность своих сил быстрее, чем это успевал делать противник. С середины ноября японские войска стали не только уступать американским в численности, но и испытывать острую нехватку боеприпасов. Снабжение Гуадалканала пришлось продолжать эсминцами и переоборудованными из старых эсминцев быстроходными транспортами - они перевозили в основном контейнеры с едой и боеприпасами и не могли брать на борт технику. Перед японцами всё отчётливее вставала перспектива эвакуации войск с острова.

Продолжение следует…

Источники и литература:

  1. Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов. М.: Воениздат, 1956
  2. Пол Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Зеркало, 1997
  3. U. S. S. South Dakota (BB57). Gunfire damage. Battle of Guadalcanal 14-15 November, 1942. Preliminary Design Section Bureau of Ships. Navy Department, 1 June, 1947 (War damage report №57)
  4. Robert Lundgren, «Kirishima Damage Analysis» (PDF), www.navweapons.com
  5. http://www.combinedfleet.com
  6. https://www.history.navy.mil
  7. http://www.ibiblio.org

Предлагаю вашему вниманию великолепную книгу посвящённую японским броненосцам времён Русско-Японской войны. Наварное, это самая подробная монография на эту тему.

Аннотация :

Японское военно-морское чудо начала XX века, превратившее Страну восходящего солнца в сверхдержаву, стало возможно лишь благодаря удивительному рационализму "Тэйкоку Кайгун" (Императорского флота). В отличие от разброда и шатаний, царивших в морских штабах и адмиралтействах многих стран (и особенно в России), японцы не сделали практически ни одной ошибки, переняв у союзников-англичан всё самое передовое - технику, тактику, боевую подготовку, систему базирования и снабжения, - и в кратчайшие сроки создав "с чистого листа" современный флот, доминирующий в дальневосточных водах. А его ядром и главной ударной силой стали шесть превосходных броненосцев британской постройки, которые сыграли решающую роль в войне против России. Правда, "Хацусэ" и "Ясима" не дожили до генерального сражения, в мае 1904 года подорвавшись на минах у Порт-Артура, зато "Фудзи", "Сикисима", "Асахи" и флагман адмирала Того "Микаса" стали главными триумфаторами Цусимы. Это они шли во главе 1-го боевого отряда, расстреливая русские броненосцы один за другим. Это их 12-дюймовые 400-килограммовые "чемоданы" наносили нашим кораблям обширные повреждения, превращая их надстройки и небронированные оконечности в груды металлолома, вызывая многочисленные пожары, затопления и опрокидывание. Однако за феноменальное бризантное действие шимозы приходилось расплачиваться повышенным риском самоподрыва - всего через неделю после подписания мирного договора "Микаса" затонул от детонации боезапаса и вернулся в строй лишь три года спустя. А в 1926-м прославленный броненосец был превращен в музей - введенный в специально вырытый котлована в Иокосуке и засыпанный землей по ватерлинию, он сохраняется в таком виде по сей день...
В новой книге ведущего историка флота вы найдете исчерпывающую информацию о создании, боевом применении и послевоенной судьбе всех без исключения японских броненосцев. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.

Серия линейных кораблей типа «Fuso» состояла из 2 единиц («Fuso», «Yamashiro») и была введена в эксплуатацию в 1915-1917 гг. Корабли прошли первую модификацию в 1927-1928 гг., вторую в – 1930-1935 гг. Оба линкора погибли в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 34,7 тыс. т, полное –39,2 тыс. т; длина – 212 м, ширина – 31 м; осадка – 9,7 м; скорость – 24,7 узл; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 6 паровых котла; мощность – 75 тыс. л.с.; запас топлива – 5,1 тыс. т нефти; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 1 400 человек. Бронирование: борт – 305-102 мм, траверсы – 102 мм, башни – 305 мм, барбеты – 203 мм, казематы – 152 мм, палуба – 97-51 мм, рубка – 350 мм. Вооружение: 6х2 — 356-мм орудий; 14х1– 152-мм орудий; 4х2 – 127-мм орудия; 17х2 – 25-мм зенитных автоматов, катапульта и 3 гидросамолета.

Серия линейных кораблей типа «Ise » состояла из 2 единиц («Ise », «Hyuga») и была введена в эксплуатацию в 1917-1918 гг. Корабли прошли первую модификацию в 1930-1931 гг., вторую в – 1934-1937 гг. В 1943 г. корабли были перестроены в линкоры-авианосцы. Вместо кормовых башен были устроены ангары в которых помещалось по 10 самолетов. На самой палубе также размещалось 12 самолетов. Запуск самолет осуществлялся с помощью двух катапульт. Оба линкора погибли в 1945 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 35,4 тыс. т, полное – 38,7 тыс. т; длина – 220 м, ширина – 32 м; осадка – 9,5 м; скорость – 25,3 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 8 паровых котла; мощность – 81 тыс. л.с.; запас топлива – 4,2 тыс. т нефти; дальность плавания – 7,8 тыс. миль; экипаж – 1 370 человек. Бронирование: борт – 305-89 мм, траверсы – 305 мм, башни – 305 мм, барбеты – 203 мм, казематы – 152 мм, палуба – 97-50 мм, рубка – 350 мм. Вооружение: 6х2 — 356-мм орудий; 16х1– 140-мм орудий; 4х2 – 127-мм орудия; 31х2 и 15х1 – 25-мм зенитных автоматов.

Серия линейных кораблей типа «Nagato» состояла из 2 единиц («Nagato», «Mutsu») и была введена в эксплуатацию в 1920-1921 гг. Корабли прошли модификацию в 1933-1936 гг. Линкор «Mutsu» погиб в 1943 г., «Nagato» затонул в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 39,2 тыс. т, полное – 46,4 тыс. т; длина – 221 м, ширина – 33 м; осадка – 9,5 м; скорость – 25 узл; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 10 паровых котла; мощность – 82,3 тыс. л.с.; запас топлива – 5,6 тыс. т нефти; дальность плавания – 8,5 тыс. миль; экипаж – 1 480 человек. Бронирование: борт – 300 — 00 мм, траверсы – 300 мм, башни – 356 мм, барбеты – 305 мм, казематы – 102 — 152 мм, палуба – 127 мм, рубка – 370 мм. Вооружение: 4х2 — 410-мм орудия; 18х1 – 140-мм орудий; 4х2 – 127-мм зенитные орудия; 49х2 – 25-мм зенитных автоматов, катапульта и 3 гидросамолета.

Серия линейных кораблей типа «Yamato» состояла из 2 единиц («Yamato», «Musashi») и была введена в эксплуатацию в 1941-1942 гг. Линкор «Musashi» погиб в 1944 г., «Yamato» — в 1945 г. Корабли являлись самыми большими линкорами в мире с общим весом брони в 22,5 тыс. т. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 63,2 тыс. т, полное –72,8 тыс. т; длина – 243-260 м, ширина – 37 м; осадка – 10,9 м; скорость – 27,5 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 12 паровых котла; мощность – 150 тыс. л.с.; запас топлива – 6,3 тыс. т нефти; дальность плавания – 7,2 тыс. миль; экипаж – 2 500 человек. Бронирование: борт – 410 мм, траверсы – 300 мм, башни – 650 мм, барбеты – 545 мм, главная палуба – 200 — 230 мм, верхняя палуба – 35 — 50 мм, рубка – 500 мм. Вооружение: 3х3 — 460-мм орудия; 4х3– 155-мм орудия; 6х2 – 127-мм зенитных орудий; 43х3 – 25-мм зенитных автоматы, 2х2 – 13,2-мм пулемета, 2 катапульты и 7 гидросамолетов.

Родоначальниками броненосного флота Страны восходящего солнца стали небольшие корветы "Котецу" (позже переименован в "Адзуму") и "Рюдзё", купленные в 1867-1869 годах соответственно в США и Англии. Правда, их нормальное водоизмещение не превышало 1,5 тыс. т, и они, по существу, являлись скромными плавучими батареями. Первый же корабль, который можно считать настоящим броненосцем - казематный фрегат "Фусо",- был заложен в Англии в 1875 году. Его создатель - известный конструктор Э. Рид - над японским заказом "не мудрствовал лукаво", а просто сделал уменьшенное повторение британского броненосца "Айрон Дюк". В 1894 году "Фусо" лишился парусного вооружения, став двухмачтовым, и получил новое вооружение из восьми 152-мм пушек, нескольких картечниц и двух торпедных аппаратов. Он участвовал в бою с китайским флотом у устья реки Ялу, отделался легкими повреждениями, но три года спустя - о, гримасы фортуны! - затонул у берега острова Сикоку, столкнувшись с крейсером "Мацусима". 11 месяцев броненосец пролежал на дне, но в сентябре 1898 года был поднят. Ремонт, в ходе которого артиллерию вновь заменили на две 152-мм, четыре 120-мм и 11 мелких пушек, занял два года. "Фусо" дожил до русско-японской войны и применялся в боевых действиях, осуществляя блокаду Порт-Артура. Его исключили из списков флота в 1908 году.

Победа над Китаем пополнила флот Японии несколькими трофейными кораблями, среди которых оказался и достаточно мощный броненосец "Чин-Йен". Однако он уже никак не удовлетворял аппетита самураев: теперь на первое место среди противников Японии вышла могущественная Российская империя. И адмиралы страны Ямато взялись за создание мощного линейного флота с прицелом на новую, куда более серьезную войну.

В 1894 году, еще до начала боевых действий против Китая, Япония заказала два первых полноценных эскадренных броненосца "Фудзи" и "Ясима", подрядчиками по строительству которых выступили британские фирмы "Тэмз Айрон Уоркс" в Блэкуоле и "Армстронг" в Эльвике. В качестве их прототипа был выбран английский "Ройял Соверин". Правда, "Фудзи" и "Ясима" были на две тысячи тонн легче, могли взять на борт меньше угля и несли современные 305-мм пушки главного калибра вместо устаревших 343-мм. Более легкое (хотя и более мощное) вооружение позволило существенно усилить броню. В частности, барбеты 305-мм орудий снабдили броневыми башнями с толщиной плит 152 мм, однако защита средней артиллерии была неудачной: в броневом каземате находилось всего четыре 152-мм орудия, а остальные шесть стояли открыто на палубе за тонкими противоосколочными щитами. По официальным сообщениям, броненосцы на испытаниях развили прекрасный ход в 18,5 узла ("Ясима" даже в 19,23 узла), но следует отметить, что испытания проводились в наивыгоднейших условиях при недогрузке кораблей. Фактическая эксплуатационная скорость броненосцев типа "Фудзи" не превышала 16 узлов. "Ясима" отличалась от своего "систершипа" увеличенным числом цилиндрических паровых котлов (14 против 10) и несколько иной формой подводной части кормовой оконечности. Последнее, кстати, обеспечило значительно лучшую маневренность.

В 1896 году, еще до ввода в строй кораблей типа "Фудзи", Япония приняла 10-летнюю программу развития флота, согласно которой надлежало построить еще 4 броненосца, 6 броненосных и 6 бронепалубных крейсеров, 23 больших и 63 малых миноносца. Одновременно началась модернизация военно-морских баз, арсеналов, верфей, системы обучения и подготовки морских офицеров. Забегая вперед, заметим, что в отличие от России японская кораблестроительная программа была досрочно выполнена и даже перевыполнена.

Следующая пара броненосцев - "Сикисима" и "Хацусэ" - была заказана тем же фирмам, что построили их предшественников. Новые корабли также принадлежали к чисто английской школе. У них опять-таки имелся явно выраженный прототип в британском флоте - "Маджестик"; однако в проект было привнесено немало усовершенствований, В основном это касалось броневой защиты и механической установки.

Прежде всего японцы - в противовес многим зарубежным коллегам - отказались от неразумного ограничения водоизмещения, что облегчило устранение многих недостатков кораблей типа "Фудзи" (без особого риска получить чрезмерную перегрузку). Вес брони новых броненосцев превысил 30% от нормального водоизмещения (против 24% на "Фудзи"), а за счет применения гарвеевских плит (более тонких, но имевших повышенную сопротивляемость) удалось существенно увеличить площадь бронирования. Корпус "Сикисимы" и "Хацусэ" имел двойное дно и бракетную систему, состоявшую из многочисленных водонепроницаемых отсеков и клеток (всего их было 261), часть из которых могла использоваться для дополнительного приема угля. (Неудивительно, что максимальный запас топлива составил 1772-1900 т против 1100-1200 т у их предшественников). Новые броненосцы получили более современные водотрубные котлы Бельвиля (25 шт.), что обеспечило устойчивую 18-узловую скорость и дальность плавания в 5000 миль экономическим ходом. Наконец, артиллерийские установки главного калибра оснастили электроприводом вместо устаревшей гидравлики. Кстати, теперь их конструкция позволяла осуществлять заряжание при любом угле возвышения стволов и положения башни. В итоге японский флот пополнился двумя весьма совершенными броненосцами, претендующими на звание сильнейших в мире. Пожалуй, единственное, в чем они уступали строившимся в то время русским и французским кораблям,- так это то, что у них отсутствовала какая-либо противоминная защита.

Последние два броненосца "программы 1896 года", по существу, повторяли проект своих предшественников. Так, "Асахи" отличался лишь увеличенным до 288 числом водонепроницаемых отсеков, другой компоновкой котельного отделения и некоторыми мелкими улучшениями. В литературе того времени особо отмечалось, что в конструкции корабля полностью отсутствовало дерево: шкафы, умывальники, полки для книг и рундуки - все изготавливалось из тонких стальных листов. А палуба вместо традиционного дощатого настила была покрыта специальным материалом на основе пробковой крошки - "кортицином".

На броненосце "Микаса" несколько изменили схему бронирования: верхний пояс укоротили, зато ввели третий пояс, закрывавший броней всю центральную часть корабля вплоть до верхней палубы. Батарея из десяти 152-мм орудий, таким образом, оказалась внутри сплошного каземата-цитадели вместо отдельных казематиков на предыдущих кораблях. В целом защита "Микасы" считалась весьма мощной. Кроме того, артиллерия главного калибра на последнем броненосце имела повышенную скорострельность (3 выстрела за 2 минуты на один ствол), а также получила три дублировавшие друг друга системы привода: гидравлическую, электрическую и ручную.

Все шесть новых броненосцев составили основное ядро флота микадо в годы русско-японской войны. Двум из них сильно не повезло: "Хацусэ" и "Ясима" 15 мая (2-го по старому стилю) 1904 года погибли от подрыва на минах у Порт-Артура - это был один из немногих за время войны случаев, когда фортуна изменила адмиралу Того. Остальные корабли активно сражались в обеих главных баталиях - в Желтом море и при Цусиме, показав при этом хорошие боевые качества.

В ночь с 11 на 12 сентября (с 30 на 31 августа) 1905 года броненосец "Микаса" затонул от взрыва боезапаса, но через год был поднят, отремонтирован и вновь введен в строй в августе 1908 года. Он числился линкором до сентября 1921 года, когда его переклассифицировали в корабль береговой обороны. Любопытно, что буквально через несколько дней после своего "разжалования" "Микаса" налетел на камни у острова Аскольд под Владивостоком и получил тяжелые повреждения. Броненосец отбуксировали в Японию и вскоре разоружили. В 1926 году "Микаса" был превращен в музей: его ввели в специально вырытый котлован в Йокосуке и засыпали землей по ватерлинию. В таком виде он сохраняется по сей день - подобно своему противнику по Цусимскому бою - "Авроре". Правда, как и на "Авроре", пушки на "Микасе" стоят совсем другие, а главный калибр вообще сымитирован крайне грубо.

"Фудзи", "Сикисима" и "Асахи" до заключения Вашингтонского соглашения также служили сначала линкорами, затем броненосцами береговой обороны. В 1923 году первые два были разоружены, превращены в учебные блокшивы и разобраны на металлолом только в 1947-1948 годах. Зато "Асахи" выпала совсем иная судьба. В 1926-1927 годах этот броненосец был переоборудован в спасательное судно по подъему подводных лодок. С обоих бортов корабля установили две тяжеловесные стрелы, а на палубе - две мощные лебедки. Подъёмные стропы оснастили так называемыми "скобами Яматака" - приспособлениями для быстрого зацепления потерпевшей аварию подлодки. Увы, несмотря на успешно завершенные испытания, "Асахи" так и не довелось поднять со дна ни одной субмарины, хотя последние довольно-таки регулярно тонули в результате разных несчастных случаев. В 1938 году бывший броненосец вновь сменил профессию - стал ремонтным судном. В годы второй мировой войны его занесло аж к берегам Индокитая, где его и настиг конец карьеры: 25 Мая 1942 года "Асахи" был торпедирован американской подводной лодкой "Сэлмон".